Туы
Елтаңбасы

Қазақстан Республикасы Ұлттық экономика министрлігінің Табиғи монополияларды реттеу, бәсекелестікті және тұтынушылардың құқықтарын қорғау комитеті

Ресми интернет ресурс

010000 Нұр-Сұлтан,
4, 7, 10 кіреберістер, Мәңгілік ел, 8 
Кеңсе телефоны: +7 (7172) 74-34-01, 74-36-69
E-mail: k.kensekremzk@economy.gov.kz

Жаңалықтар мұрағаты

Облыстар бойынша анықтама ақпарат

e96b9ea0e5b67170d51d7342eeb3153f.png

Сіздің пікірлеріңіз

Тарифті реттеу үдерісіндегі ашықтық

Комитетінің жаңалықтары

Марат Тулебаев, Комитеттің Шымкент қаласы бойынша департаментінің бөлім басшысы қонақүй қызмет саласындағы тұтынушылардың құқықтары туралы
10.07.2019 17:36

Марат Тулебаев, Комитеттің Шымкент қаласы бойынша департаментінің бөлім басшысы қонақүй қызмет саласындағы тұтынушылардың құқықтары туралы

Каждый из нас может столкнуться с необходимостью переночевать или остановиться на несколько дней в гостинице, находясь на отдыхе или в командировке. Но далеко не каждый потребитель таких услуг знает свои права и обязанности в этой сфере.

            Гостиничные услуги – это действия предприятия по размещению потребителя путем предоставления номера для временного проживания в отеле, а также другая деятельность, связанная с размещением и временным проживанием.

Обязанности исполнителей гостиничных услуг

            Исполнители гостиничных услуг должны обеспечить наличие:

- телефонов коллективного пользования в вестибюле и/или в кабине с городской, междугородней и международной связью;

- телефонной связи в гостиничных номерах, перечня предоставляемых услуг, противопожарной инструкции, телефонного справочника, буклетов, брошюр и других материалов с информацией для туристов на казахском, русском и английском языках.

Гостиничные услуги предполагают также предоставление услуг: прачечной, химчистки, вызов такси, организация экскурсий, предоставление средств связи, копировальной техники, подключению к интернету, спортивно-оздоровительные и пр. в соответствии с договором между потребителем и поставщиком гостиничных услуг.

            Персонал гостиницы должен иметь соответствующую профессиональную подготовку. Поставщик гостиничных услуг обеспечивает персонал специальной одеждой и служебными значками (бейджами). Функциональные обязанности персонала устанавливаются администрацией гостиницы в соответствующих инструкциях.

Права потребителей гостиничных услуг

            Потребители гостиничных услуг имеют право на:

- информацию о месте проживания, в том числе юридический адрес гостиницы;

- свободный выбор услуги, свободное заключение договоров на оказание услуг;

- предоставление перечня видов услуги по размещению, питанию и др.;

- оказание услуг надлежащего качества, безопасных для их жизни и здоровья;

- получение информации о порядке оформления проживания в гостинице и оплаты услуг;

- на получение информации об услугах и их исполнителях;

- получение у исполнителя документа, подтверждающего факт оказания услуг;

- информацию о реквизитах квитанции или иного документа, выдаваемого потребителю при оформлении проживания в гостинице и др.;

- получение сведений о сертификации услуг, подлежащих обязательной сертификации;

- получение информации о порядке заключения договоров на бронирование мест в гостинице и последствиях при опоздании потребителя;

- порядок предоставления услуг, предоставляемых исполнителем на платной и безвозмездной основе;

- получение информации об ответственности исполнителя за сохранность вещей потребителя;

- возмещение в полном объеме убытков (вреда), причиненных их жизни, здоровью и/или имуществу вследствие недостатков услуги;

- защиту своих прав и законных интересов, алгоритме действий по реализации прав потребителя, в т.ч. возмещение морального вреда и неустойки.

            При этом потребитель гостиничных услуг должен знать, какие условия в договоре могут нарушить его права:

- освобождение или необоснованное ограничение ответственности исполнителя услуг в случае причинения вреда жизни, здоровью и/или имуществу потребителя

- исключение или ограничение прав потребителя в случае полного или частичного невыполнения либо ненадлежащего выполнения исполнителем договорных обязательств;

- установление обязанностей потребителя по навязанным дополнительно исполнителем возмездным товарам и услугам;

- установление требования по оплате потребителем несоразмерно большой суммы (свыше 30 % стоимости товара, работы или услуги) в случае невыполнения им обязательств по договору;

- предоставление исполнителю в одностороннем порядке изменять и/или расторгать договор без соблюдения норм гражданского законодательства Республики Казахстан об основаниях и порядке изменения и расторжения договора;

- предоставление исполнителю права не возвращать уплаченную денежную сумму за непредоставленную услугу в случае расторжения договора;

- предоставление исполнителю возможности увеличивать цену без предоставления потребителю права расторгнуть договор;

- предоставление исполнителю права толкования договора;

- ограничение ответственности исполнителя по обязательствам, принятым его представителями;

- установление обязанности потребителя выполнить все обязательства в случае, если исполнитель не выполнит своих обязательств;

- предоставление исполнителю права передавать свои права и обязанности по договору третьему лицу без соблюдения норм Гражданского Кодекса Республики Казахстан о перемене лиц в обязательстве.

            Перечисленные условия квалифицируются пунктом 2 статьи 8-1 Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей» как нарушающие и /или ущемляющие права потребителей при заключении договора. Согласно пункта 1 статьи 8-1 Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей» исполнитель не должен включать в договор с потребителем условия, которые нарушают и/или ущемляют права потребителя.

            Поэтому любой заключенный между исполнителем и потребителем договор об оказании услуг должен содержать чётко сформулированные условия, исключающие их двоякое толкование, не требующие специальных знаний для их понимания.

            В случае нарушения прав потребителя он вправе обратиться с жалобой в организацию, оказывающую гостиничные услуги, общественные объединения по защите прав потребителей либо в уполномоченный орган в сфере гостиничных услуг, а также вправе обратиться за консультацией в Департамент по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики Республики Казахстан по городу Шымкент на телефон «горячей линии» 8 (7252) 53-55-15.

            В случае необходимости потребитель вправе обратиться в суд. Потребителю не следует бояться защищать свои права и законные интересы. Граждане, будьте грамотными потребителями!

 

Марат Тулебаев, руководитель отдела ЗПП Департамента по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики РК по г.Шымкент.

Дереккөз: "Айғақ" газеті, № 28, 10 шілде 2019 жыл.

Изменен: 10.07.2019 17:51