Туы
Елтаңбасы

Қазақстан Республикасы Ұлттық экономика министрлігінің
Табиғи монополияларды реттеу комитеті

Ресми интернет ресурс

010000 Нұр-Сұлтан,
10 кіреберіс, Мәңгілік ел, 8 
Кеңсе телефоны: +7 (7172) 74-24-15, 74-22-03
E-mail: kr.kense@economy.gov.kz

Жаңалықтар мұрағаты

Облыстар бойынша анықтама ақпарат

e96b9ea0e5b67170d51d7342eeb3153f.png

Сіздің пікірлеріңіз

Тарифті реттеу үдерісіндегі ашықтық

Комитетінің жаңалықтары

Өндіру мен тұтынудың құқықтық кепілдіктері
12.07.2019 08:45

Өндіру мен тұтынудың құқықтық кепілдіктері

Обеспеченность баланса интересов между производителями и потребителями, защищенность граждан от некачественных товаров и услуг – слагаемые качества жизни любого общества. О том, какая ситуация в этой сфере сложилась к настоящему времени в стране, поделился мнением заместитель председателя Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей МНЭ РК Рустам Ахметов.

– Рустам Нурланович, в рамках Плана действий Правительства по реализации предвыборной программы Президента предполагается проанализировать ситуацию на ключевых товарных рынках для принятия мер по устранению барьеров в сфере конкуренции и недопущению злоупотреблений компаний монопольным положением. Насколько новый Закон РК «О естественных монополиях» способствует решению этих и других задач, если учесть, что непрозрачность системы ценообразования все еще остается проблемой, вызывающей неоднозначную реакцию в обществе?

– Прежний Закон «О естественных монополиях» в связи с внесением в него за прошедшие годы более 200 поправок утратил системность. Кроме того, он содержал значительное число отсылок, был слишком тяжелым для восприятия и тем более – для исполнения. Процедуры регулирования деятельности монополистов, формирования и утверждения тарифов были закреплены в 79 подзаконных актах.

Новым законом, действующим с 15 января 2019 года, существенно сокращены отсылочные нормы. Более того, все подзаконные акты объединены в два базовых документа, определяющих порядок формирования тарифов на регулируемые услуги и деятельности субъектов естественных монополий (СЕМ).

Теперь для повышения тарифов монополистам нужно не просто обосновывать свои претензии на бумаге, но и показывать реальные результаты работы по улучшению качества обслуживания населения и сокращению операционных издержек.

В частности, комитетом совместно с другими госорганами будут утверждаться показатели качества и надежности регулируемых услуг для СЕМ. Например, в сфере электроэнергетики предусматривается внедрение таких параметров, как количество жалоб потребителей, среднее число и длительность долговременных внеплановых отключений.

В теплоснабжении такие показатели – количество пот­ребителей и периодичность отключения тепла в течение отопительного сезона, в водоснабжении – факты перерывов в подаче воды более чем на 4 часа, а также доля ресурсных потерь при транспортировке по системам водоснабжения.

Невыполнение этих показателей отразится на тарифе, который уже не вырастет, а наоборот, снизится. При его формировании будет применяться показатель эффективности, направленный на ежегодное снижение затрат СЕМ. Таким образом, в утверж­денном тарифе директивно задается индекс на ежегодное снижение затрат.

В рамках этих мер коммунальные предприятия будут вынуж­дены снижать свои издержки, ресурсные и другие потери. Превышение допустимого предела по ресурсопотерям приведет к убыткам субъекта, и наоборот – оптимизация затрат позволит самостоятельно распоряжаться сэкономленной частью денежных средств.

Однако следует отметить, что применение нового стимулирую­щего метода тарифообразования возможно только при экономической и технологической готовности субъектов.

– А что насчет исключения из ценовой цепочки лишних «пассажиров»? Вот, например, недавно на пленарном заседании Парламента депутаты поднимали проблему «подвязки» ряда энергетических предприя­тий столицы к городскому акимату через компанию АО «АстанаЭнергоСервис», которая в этом тандеме выступает в роли структуры, якобы курирующей производственные процессы энергопредприя­тий города. Фонд зарплаты там настолько внушителен (600 миллионов тенге), что это возмутило парламентариев...

– На сегодня в целях повышения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий и усиления контроля исполнения утвержденных тарифных смет и инвестиционных программ законом внедрены два новых института – Совет по тарифной политике и общественные советы, действующие при министерствах. Работа данных структур позволит существенно усилить мониторинг за деятельностью монополистов в вопросах использования средств потребителей и качества предоставляемых услуг.

При разработке тарифа сейчас учитываются такие факторы, как изменение цен на рынке

сырья, показатель эффективнос­ти, направленный на ежегодное снижение затрат субъектов, результаты их производственно-экономической деятельности, необходимость решения социальных вопросов персонала и многое другое.

Также с 1 января текущего года рассмотрение заявок монополис­тов на утверждение тарифов и обеспечение полного доступа к материалам и расчетам для всех потребителей осуществляется в электронной форме. А проблема, которую поднимали депутаты, действительно актуальна. И она может решиться лишь тогда, когда в отраслях не останется каких-либо «компаний-кураторов» из числа АО и ТОО, принадлежащих госорганам и накладывающих на ценовую цепочку свою долю нагрузки.

– Реалии потребительской практики показывают, что в сфере защиты прав граждан есть еще немало проблем. Решает ли их новый Закон «О защите прав потребителей»?

– Мы все знаем: потребитель вправе в 14-дневный срок, не считая дня покупки, обменять или возвратить товар при условии, что он не был в употреблении и его потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также до­кумент, подтверждающий факт приобретения, сохранены. Но из этого правила есть несколько исключений, учтенных в новом законодательстве.

Так, в первом пункте

статьи 30 закона утвержден перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену в течение 14 календарных дней. Ранее сюда входили лекарства, изделия медицинского назначения, нательное

белье, чулочно-носочные изделия, животные и растения, мет­ражные товары, в том числе ткани, ковровые изделия, ленты... Теперь статья дополнена еще одним пунктом – абонентскими устройствами сотовой связи, то есть телефонами, планшетами и иными гаджетами, которые можно подключить к сетям мобильной связи.

Все дело в том, что реализация данной продукции одновременно сопровождается ее активизацией и загрузкой ряда программ, носящих идентификационную авторизацию, и, следовательно, такой товар сразу становится бывшим в употреблении. Поэтому при покупке такого устройства стоит ответственно подойти к выбору модели, цвета, имеющимся функциям, иначе, если потом вы обнаружите, что по каким-то параметрам оно вам не подходит, продавец не обязан его заменять или возвращать деньги.

Данная норма не распространяется на абонентские устройст­ва сотовой связи ненадлежащего качества. Статья 15 Закона РК «О защите прав потребителей», устанавливающая право на обмен соответствующего товара, осталась без изменений. Например, если вы купили некачест­венный телефон, то его вам обязаны обменять или вернуть ваши деньги в течение гарантийного срока.

Еще одна поправка внесена в пункт 7 статьи 30 закона. Сейчас расчеты с потребителем производятся исходя из цены товара на момент покупки. Кроме того,

статья 25 закона дополнена пунк­том, регламентирующим обязанности продавцов, осуществляю­щих электронную торговлю.

Теперь при реализации товара путем электронной торговли информация о его наименовании, стоимости и условиях приобретения, а также сведения о пот­ребительских свойствах, в том числе пищевой, биологической и энергетической ценности продукта доводятся до потребителя на казахском или русском языках посредством информационно-коммуникационных технологий.

И еще. При реализации товара в рамках электронной торговли продавец обязан передать потребителю изделие, которое соответствует образцу и его описанию.

В практике мы неоднократно сталкивались с ситуацией, когда товар, купленный через Интернет, не соответствовал образцу, представленному на сайте. Но так как ранее этот вопрос не был регламентирован нормативными актами, защитить права потребителей было проблематично.

Все эти законодательные поправки направлены на защиту добросовестных потребителей и развитие честной конкуренции среди предпринимателей.

Дереккөз: https://www.kazpravda.kz/fresh/view/pravovie-garantii-proizvodstva-i-potrebleniya

Изменен: 12.07.2019 08:51