Туы
Елтаңбасы

Қазақстан Республикасы Ұлттық экономика министрлігінің Табиғи монополияларды реттеу, бәсекелестікті және тұтынушылардың құқықтарын қорғау комитеті

Ресми интернет ресурс

010000 Нұр-Сұлтан,
4, 7, 10 кіреберістер, Мәңгілік ел, 8 
Кеңсе телефоны: +7 (7172) 74-34-01, 74-36-69
E-mail: k.kensekremzk@economy.gov.kz

Жаңалықтар мұрағаты

Облыстар бойынша анықтама ақпарат

e96b9ea0e5b67170d51d7342eeb3153f.png

Сіздің пікірлеріңіз

Тарифті реттеу үдерісіндегі ашықтық

Комитетінің жаңалықтары

Марат Тулебаев, Комитеттің Шымкент қаласы бойынша департаментінің бөлім басшысы аквапаркта тұтынушылардың құқықтары туралы
26.07.2019 11:06

Марат Тулебаев, Комитеттің Шымкент қаласы бойынша департаментінің бөлім басшысы аквапаркта тұтынушылардың құқықтары туралы

"Два юриста в кафе достали бутерброды.

- У нас нельзя есть свою еду!

Юристы переглянулись, пожали плечами…

И обменялись бутербродами."

         С началом жаркого сезона горожане, спасаясь от нещадного летнего солнца, потянулись в аква-парки города. Однако, желание горожан освежиться омрачается неправомерными действиями персонала указанных заведений. Неправомерность действий выражается в том, что посетителям аква-парков запрещается приходить в эти заведения со своей водой или пищевыми продуктами.  Судя по обращениям на горячую линию Департамента Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики РК по городу Шымкент 8 (7252) 53-55-15, у потребителей водно-освежающих услуг охрана аква-парков, как правило, отбирает указанные виды продуктов (в «Лето-парке» в микрорайоне «Север») либо принуждает сложить в ячейки для хранения личных вещей посетителей («Аква-рай» в Абайском районе г.Шымкент). Тем самым, потребителя услуг фактически принуждают приобретать аналогичные товары (пищевые продукты и воду) в самих аквапарках, причём втридорога.

Такое же практикуется и в отдельных видеосалонах мегаполиса.

         Такие действия являются нарушением ряда норм Предпринимательского Кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс). Судя по трафаретности неправомерных действий персонала аква-парков, в них усматриваются антиконкурентные соглашения, подпадающие под действие статьи 169 Кодекса. Согласно данной норме права такие действия признаются картелем и запрещаются горизонтальные соглашения между субъектами рынка, если такие соглашения приводят или могут привести к:

- установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;

- разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

- сокращению или прекращению производства товаров;

- отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками).

         При этом, запрещаются и признаются недействительными полностью или частично в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, достигнутые в любой форме соглашения между субъектами рынка, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции, в том числе касающиеся:

- установления или поддержания дискриминационных условий к равнозначным договорам с другими субъектами рынка, в том числе установления согласованных условий приобретения и (или) реализации товаров;

- экономически, технологически и иным образом необоснованного установления субъектами рынка различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

- необоснованного ограничения или прекращения реализации товаров;

- заключения договоров при условии принятия контрагентами дополнительных обязательств, которые по своему содержанию или согласно обычаям делового оборота не касаются предмета этих договоров (необоснованных требований передачи финансовых средств и иного имущества, имущественных или неимущественных прав);

- ограничения доступа на товарный рынок или устранения с него других субъектов рынка в качестве продавцов (поставщиков) определенных товаров или их покупателей.

         Наряду с этим, своими действиями персонал аква-парков создал условия для недобросовестной конкуренции (статья 177 Кодекса), а именно: любые действия в конкуренции, направленные на достижение или предоставление неправомерных преимуществ.

         Согласно подпункта 6) пункта 2 статьи 177 Кодекса в таких действиях усматривается недобросовестная конкуренция в форме реализации (приобретения) товара с принудительным ассортиментом. При этом, любые действия продавца (поставщика) или покупателя по установлению дополнительных требований или условий при реализации (приобретении) товара, которые ущемляют права продавца (поставщика), потребителя и которые по своему содержанию или согласно обычаям делового оборота не касаются предмета сделки [в данном случае освежения разгоряченных от жары тел горожан], признаются статьей 183 Кодекса как реализация (приобретение) товара с принудительным ассортиментом. 

Недобросовестная конкуренция запрещается (статья 177 Кодекса).

         Неправомерные действия персонала аква-парков является также нарушением Закона РК «О защите прав потребителей» (далее – Закон). В частности, в пункте 1 статьи 8-1 Закона предписано: продавец (исполнитель) не должен включать в договор с потребителем условия, которые нарушают и (или) ущемляют права потребителя. Не обязательно договор расценивать как письменный документ. Под договором надо понимать согласно пункта 3 статьи 148 Гражданского Кодекса РК выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка) либо трех или более сторон (многосторонняя сделка).

В случае же с шымкентскими аква-парками никакой согласованности воль не наблюдается, только воля персонала указанных заведений. Более того, явно видны следующие условия, нарушающие и/или ущемляющие права потребителей (пункт 2 статьи 8-1 Закона):

- установление обязанностей потребителя по навязанным дополнительно продавцом (исполнителем) возмездным товарам (услугам);

- предоставление продавцу (исполнителю) права в одностороннем порядке изменять и (или) расторгать договор без соблюдения норм Гражданского кодекса Республики Казахстан об основаниях и порядке изменения и расторжения договора;

- предоставление продавцу (исполнителю) возможности увеличивать цену без предоставления потребителю права расторгнуть договор;

- предоставление продавцу (исполнителю) возможности увеличивать цену без предоставления потребителю права расторгнуть договор.

         Таким образом, налицо неправомерные действия в отношении потребителей, являющиеся к тому же грубыми нарушениями экономических прав граждан. К тому же такие действия являются нарушением принципов, закрепленных в статье 3 Предпринимательского Кодекса Республики Казахстан, а именно:

- законность;

- свобода предпринимательства (которая не должна ограничивать права потребителей);

- добросовестная конкуренция;

- баланс интересов потребителей, субъектов предпринимательства и государства (который владельцы аква-парков явно разбалансировали).

         О социальной ответственности бизнеса в данном случае и речи нет.

Марат Тулебаев, руководитель отдела ЗПП Департамента по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики РК по г.Шымкент.

Дереккөз: https://otyrar.kz/2019/07/so-svoim-nelzya-kakie-zakony-narushayut-vladeltsy-akvaparkov-i-kinoteatrov/

Изменен: 26.07.2019 11:10