Флаг
Герб

Комитет по регулированию естественных монополий,
защите конкуренции и прав потребителей
Министерства национальной экономики Республики Казахстан

Официальный интернет ресурс

010000 Нур-Султан,
ул. Мангилик Ел 8 подъезды 4, 7, 10
Телефон канцелярии: +7 (7172) 74-34-01, 74-36-69
E-mail: k.kensekremzk@economy.gov.kz

Архив новостей

Справочная информация по областям

e96b9ea0e5b67170d51d7342eeb3153f.png

Ваше мнение

Прозрачность процесса тарифного регулирования

Новости Комитета

Лазьм Мияшева, руководитель отдела по защите прав потребителей Департамента Комитета по Северо-Казахстанской области об изменениях и дополнениях в законодательстве по защите прав потребителей
02.05.2019 17:07

Лазьм Мияшева, руководитель отдела по защите прав потребителей Департамента Комитета по Северо-Казахстанской области об изменениях и дополнениях в законодательстве по защите прав потребителей

2 апреля 2019 года Главой государства подписан Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития бизнес-среды и регулирования торговой деятельности», направленный не только на дальнейшее совершенствование законодательства в сфере предпринимательства, но и на защиту прав потребителей.

Закон содержит нововведение, закрепляющее принцип обеспечения защиты законных интересов потребителей в электронной коммерции не менее уровня защиты, предоставляемого в других формах торговли. Т.е. предусмотрено, что на товары, приобретенные в интернет-магазинах, распространяются все условия и требования по выбору, возможности их обмена и возврата, установленные действующим законодательством в сфере защиты прав потребителей. Теперь при осуществлении электронной торговли продавец обязан предоставлять полную, достоверную и своевременную информацию о себе и о товаре. В обязательном порядке должны быть доступны адреса продавца и его контактные телефоны, а используемое программное обеспечение, технические комплексы, обеспечивающие и сопровождающие электронную торговлю и работу электронной торговой площадки, должны осуществляться через защищенные каналы связи. Также продавец до заключения договора купли-продажи обязан предоставить потребителю информацию о процедуре оплаты, доставки товара, его стоимости и другие условия выполнения договора. Вся информация должна быть доведена до потребителя на казахском и (или) русском языках посредством информационно-коммуникационных технологий.

В целях соблюдения баланса интересов потребителей и предпринимателей Законом внесены дополнения в перечень непродовольственных товаров надлежащего  качества, которые не подлежат обмену или возврату, а также внесены изменения условия возврата потребителю уплаченных за товар денег при расторжении договора купли-продажи.

Теперь абонентское устройство сотовой связи надлежащего качества нельзя вернуть или обменять на аналогичный (другой) товар в течение 14 дней, если он по размеру, цвету, комплектации или иным параметрам не соответствует требованиям потребителя. К данному виду товаров  относятся не только сотовые телефоны, смартфоны, планшеты, но и другие средства связи индивидуального использования, формирующие сигналы электрической связи для передачи или приема заданной абонентом информации и подключаемые к сети оператора сотовой связи, не имеющие постоянного географически определяемого местоположения в рамках обслуживаемой территории, работающие в сетях сотовой связи.

Однако данная норма не распространяется на абонентские устройства сотовой связи не соответствующие требованиям, установленным техническими регламентами, документами по стандартизации, в том числе выпущенные с нарушением прав интеллектуальной собственности (например, в отношении контрафактных смартфонов). Как и прежде продавец (изготовитель) обязан обеспечить обмен или возврат такого товара независимо от его употребления, сохранения товарного вида, потребительских свойств, пломб, ярлыков в течение 30 календарных дней со дня его приобретения с возвратом потребителю денежной суммы за купленный товар. Также остаётся прежней норма, касающаяся обмена и возврата абонентского устройства сотовой связи ненадлежащего качества. Например, если в купленном Вами смартфоне выявлен недостаток, который является следствием заводского брака, то в таких случаях потребитель имеет право предъявлять требования по обмену, возврату или ремонту товара в течение всего гарантийного срока. Кроме этого потребитель имеет право расторгнуть договор купли-продажи и потребовать возмещения причиненных ему убытков, если он при совершении покупки поставил в известность продавца о конкретных целях приобретения товара, но вследствие предоставления продавцом  неполной, недостоверной и несвоевременной информации купил товар, не обладающий необходимыми ему свойствами. Например, если перед совершением покупки Вы сказали консультанту (продавцу) магазина, что во время работы при предоставлении услуг по перевозке пассажиров (такси) пользуетесь специальной программой, для установки которой требуется смартфон с операционной системой  не ниже Android 4.4, навигацией GPS и т.п., то продавец обязан предоставить товар  надлежащего качества, пригодный для использования в соответствии с этими целями. Если в связи с предоставлением продавцом недостоверной информации о характеристиках смартфона Вы купили товар, не обладающий необходимыми свойствами, то Вы вправе расторгнуть договор купли-продажи. В таких ситуациях при предъявлении требований по расторжению договора необходимо иметь доказательства того, что Вы при заключении договора поставили в известность продавца о конкретных целях приобретения товара (например, в качестве доказательства можно предоставить видеозапись Вашего разговора с продавцом).

Также внесенная законодателем новая норма устанавливает, что при  возврате потребителю уплаченных за товар денег продавец (изготовитель) не вправе удерживать из них сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств. При замене товара с недостатками на товар той же марки (модели, артикула) перерасчет цены не производится. При расторжении договора расчеты с потребителем производятся исходя из цены товара на момент покупки. Т.е., например, если вследствие обнаружения в купленном телевизоре заводского брака Вами было предъявлено требование о расторжении договора купли-продажи, то продавец обязан Вам вернуть ту сумму денег, которая была оплачена при покупке товара (не зависимо от того повысилась или понизилась стоимость аналогичного товара в магазине на момент расторжения договора). При этом продавец обязан возместить Вам  расходы, связанные с доставкой и (или) возвратом некачественного товара.

Со всеми изменениями и дополнениями в законодательные акты по вопросам защиты прав потребителей Вы можете ознакомиться в информационно-правовой системе нормативных правовых актов Республики Казахстан  «Әділет» на сайте  http://adilet.zan.kz/rus.

 

Лазьм Мияшева, 

руководитель отдела Департамента Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей по Северо-Казахстанской области

 

 

Источник:  Областная общественно-политическая газета «Северный Казахстан» 

№ 46 от 27.04.2019г.

Изменен: 02.05.2019 17:10