Флаг
Герб

Комитет по регулированию естественных монополий
Министерства национальной экономики Республики Казахстан

Официальный интернет ресурс

010000 Нур-Султан,
ул. Мангилик Ел, 8 подъезд 10
Телефон канцелярии: +7 (7172) 74-24-15, 74-22-03
E-mail: kr.kense@economy.gov.kz

Архив новостей

Справочная информация по областям

e96b9ea0e5b67170d51d7342eeb3153f.png

Ваше мнение

Прозрачность процесса тарифного регулирования

Новости Комитета

На защите честной конкуренции
16.08.2019 16:10

На защите честной конкуренции

Любой бизнес не может развиваться и служить процветанию общества без существования и нормального функционирования защищенной законом конкурентной среды. Отношения, связанные с процессами конкуренции, представляют собой одну из наиболее сложных сфер, как экономического анализа, так и правового регулирования. О том, как нечестные предприниматели, а также государственные учреждения используют серые схемы для лоббирования интересов одних фирм, дискриминируя, а то и вовсе выдавливая с рынка другие, рассказал исполняющий обязанности руководителя департамента Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей по ЗКО Нурбол Ислямов.

– Нурбол Галымжанович, расскажите о деятельности антимонопольной службы.
– Антимонопольный орган в пределах своих полномочий расследует нарушения законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции и принимает по результатам разследования решение.

Под расследованием понимаются мероприятия антимонопольного органа, направленные на сбор фактических данных, подтверждающих или опровергающих нарушения законодательства РК в области защиты конкуренции, в порядке, предусмотренном Предпринимательским Кодексом РК.

Основанием для начала расследования, является поступление в антимонопольный орган сведений о нарушении законодательства РК в области защиты конкуренции. Это могут быть материалы, поступившие от госорганов, с указанием на нарушение законодательства в области защиты конкуренции, обращение физического или юридического лица, обнаружение антимонопольным органом при осуществлении своей деятельности в действиях субъекта рынка, государственных и местных исполнительных органов признаков нарушения законодательства в области защиты конкуренции, сообщения средств массовой информации, поступившие в антимонопольный орган. В среднем за месяц мы регистрируем порядка 30 обращений.
– Что такое монополия и какой вред она наносит развитию бизнеса?
– Монополистической деятельностью является деятельность субъектов рынка, положение которых дает возможность контролировать соответствующий товарный рынок, в том числе позволяет оказывать значительное влияние на общие условия обращения товара на соответствующем рынке.

К монополистической деятельности, ограниченной настоящим Кодексом, относятся антиконкурентные соглашения субъектов рынка; антиконкурентные согласованные действия субъектов рынка; злоупотребление доминирующим или монопольным положением.

Опасность такого рода соглашений состоит в том, что они, вынуждая субъектов рынка отказываться от самостоятельного поведения, могут привести к искусственному завышению цены. Следуя за своими конкурентами и повторяя их действия в погоне за сиюминутной прибылью, предприниматели создают все условия для нарушения законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции, не осознавая при этом полную ответственность, предусмотренную законодательством. В частности, сговоры на торгах проявляются в том, что участники торгов заранее договариваются об определенном поведении для искусственного создания того или иного результата торгов.

Признаются картелем и запрещаются горизонтальные соглашения между субъектами рынка, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен, тарифов, скидок, надбавок, доплат или наценок.

Такой картель может иметь место в случае, если субъекты рынка согласовывают квоты на определенные объемы производства товаров, либо распределяют между собой покупателей, в результате чего покупатели утрачивают возможность свободного выбора поставщика, а также в иных случаях, когда договоренность касается раздела рынка по тем или иным критериям. Например, сокращению или прекращению производства товаров, отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками).

Создание дефицита выгодно продавцам товара, поскольку дефицит приводит к повышению цен. К примеру, сети крупных супермаркетов могут искусственно создать дефицит того или иного социально значимого продукта, а затем одновременно установить необоснованно завышенную цену на него. Покупатель, оказавшись в условиях
дефицита и отсутствия выбора, вынужден приобрести товар по той цене, которую диктуют продавцы, вступившие между собой в сговор. В конечном итоге все антиконкурентные соглашения, в первую очередь, негативно сказываются на потребителях.

Запрещаются и признаются недействительными полностью или частично в порядке, установленном законодательством РК, достигнутые в любой форме соглашения между субъектами рынка, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции. Под антиконкурентным соглашением понимается договоренность субъектов рынка, которая приводит или может привести к ограничению конкуренции вне зависимости от формы самого соглашения, письменной или устной.

Антиконкурентные соглашения представляют собой любую договоренность, то есть выражение взаимной воли сторон на достижение определенного результата. Общественная опасность антиконкурентного соглашения связана с тем, что участники такого соглашения фактически отказываются от самостоятельного индивидуального поведения на рынке и придерживаются единой модели поведения, которая взаимовыгодна для участников
соглашения, но пагубна для состояния самой конкуренции.

Например, компания разыгрывает тендер на приобретение товаров, работ и услуг. Тем самым приглашает потенциальных поставщиков к участию в тендере. При этом условия и требования для участия в тендере могут быть подточены под одного участника, такие как бренд товара, объем услуг, местонахождение базы, стаж работы и т.д. Где остальные участники тендера могут не подпадать на представленные компанией требования. Получается, все тендерные процедуры являются лишь формальностью, тогда как до проведения тендера, путем антиконкурентного соглашения, уже выбран победитель. Тем самым ущемляются законные права остальных участников тендера и создаются высокие коррупционные риски. Также такого рода соглашения пагубно сказываются на развитии малого и среднего бизнеса. Было расследовано несколько таких случаев, в частности, в сфере оказания услуг по вывозу мусора, когда мелким компаниям запретили вывоз и утилизацию ТБО на полигоне, тем самым вы давив их с рынка. То есть осталась одна компания, ставшая в этой сфере монополистом.
"При здоровой конкуренции производитель стремится сделать свой товар наиболее привлекательным, увеличить спрос, соответственно, улучшая качество товара или услуг, снижая стоимость, что в конечном итоге оборачивается благом для потребителя. И, наоборот, при отсутствии конкуренции товаропроизводитель не заинтересован в повышении качества своего продукта, что ведет к необоснованно высокой цене и низкому качеству."

– Как регулируется деятельность естественных монополистов?
– Естественные монополисты работают по утвержденным тарифам, самостоятельно повысить которые они не могут. В частности, к нам обратилось ТОО «Батыс Энергоресурсы» с обоснованием для повышения тарифа на электроэнергию. После проведения анализа нашей службой, мы пришли к выводу, что повышение тарифа необоснованно и отказали им. В настоящее время ТОО «Батыс Энергоресурсы» подало в суд для отмены нашего решения.
– Какие самые распространенные схемы нарушения законодательства в области защиты конкуренции используют государственные служащие?
– Здесь речь идет не только о государственных служащих, хотя такие случаи тоже не исключение. Например, работник крупной компании либо организации, пользуясь служебным положением, открывает на подставное лицо, чаще всего на близких родственников, фирму, оказывающую тот или иной вид услуг или реализующую какой-либо товар. Затем, по условиям тендера, который составляет тот же сотрудник, выигрывает именно эта фирма, хотя заявку подавали несколько потенциальных подрядчиков, обладающих более привлекательными для компании-заказчика материально-техническим потенциалом. Таким образом, даже по более высоким ценам, чем у конкурентов, и с более низким качеством обслуживания либо товара, эта фирма выигрывает тендер.

– Спасибо за интервью.

По всем вопросам и фактам нарушения Законов РК «О защите
конкуренции» и «О защите прав потребителей» можете обращаться по телефону: 8 (7112) 50-95-44.

Записала Евгения Максимова.

Источник: Общественно-политическая газета "Приуралье", № 66 от 16 августа 2019 года.

Изменен: 16.08.2019 16:35