Флаг
Герб

Комитет по регулированию естественных монополий
Министерства национальной экономики Республики Казахстан

Официальный интернет ресурс

010000 Нур-Султан,
ул. Мангилик Ел, 8 подъезд 10
Телефон канцелярии: +7 (7172) 74-24-15, 74-22-03
E-mail: kr.kense@economy.gov.kz

Архив новостей

Справочная информация по областям

e96b9ea0e5b67170d51d7342eeb3153f.png

Ваше мнение

Прозрачность процесса тарифного регулирования

Новости Комитета

Председатель Комитета Асан Дарбаев рассказал о проводимой работе по системным подходам тарифообразования услуг естественных монополистов
01.11.2019 15:22

Председатель Комитета Асан Дарбаев рассказал о проводимой работе по системным подходам тарифообразования услуг естественных монополистов

Сегодня, 1 ноября 2019 года, Председатель Комитета по регулированию естественных монополий Миннацэкономики РК Асан Дарбаев выступил на площадке Комитета перед представителями СМИ в рамках исполнения Послания Главы государства Касым-Жомарт Токаева народу Казахстана                    2 сентября 2019 года касательно обеспечения эффективной обратной связи с населением по открытости и прозрачности тарифообразования, где сообщил о совершенствовании системного и предметного подхода к вопросам тарифов услуг естественных монополистов и остановился на основных его аспектах.

         Свое выступление Председатель начал с того, как формировался предельный тариф с 2015 года, какие объемы инвестиций привлечены в ЖКХ, какой % износа удалось снизить в инфраструктуре ЖКХ и привел сравнение тарифы Казахстана с мировыми тарифами.

         С 2015 года в Казахстане на основании передового международного опыта внедрена новая тарифная политика предельных долгосрочных тарифов со сроком действия 5 (пять) и более лет, что позволило инвесторам в сфере ЖКХ определять горизонт инвестирования, предпринимателям прогнозировать затраты на тарифы в своей деятельности и остановить рост износа инфраструктуры ЖКХ.

Согласно утвержденным инвестиционным программам ожидаемый объем инвестиций до 2021 года в сферы естественных монополий составляет 2,2 трлн. тг., их них в сферах ЖКХ 854,9 млрд. тенге (в том числе: электроэнергетика - 511,3 млрд.тг; водоснабжение и водоотведение - 124 млрд. тг; теплоснабжение - 219,6 млрд.тг).

За прошедшие три года фактически привлечено инвестиций на сумму 1,02 трлн. тг., в том числе в сферу ЖКХ – 684 млрд. тг., которые практически полностью профинансированы за счет внебюджетных источников.

Ожидаемый объем инвестиций в сферы ЖКХ на 2020 год составляет порядка 98 млрд. тг.

В рамках привлеченных инвестиций построено, модернизировано и реконструировано– 301,9 км водопроводные и канализационные сети, 112,5 км тепловые сети, 5200,4 км электрические сети.

В целом, за последние годы уровень износа удалось снизить с 66% до 61% по каждой сфере и это благодаря привлеченным инвестициям.

Также, была отмечена работа, проведенная Комитетом в рамках поручений Елбасы Н.А. Назарбаева, данных на Совете безпасности 7 ноября прошлого года, в реализацию которых в 2018 году были снижены тарифы на коммунальные услуги в стране в среднем на 9% (в сфере теплоснабжения – на 10,7%, водоснабжения – 7,9%, водоотведения – 6%, газоснабжения – 7,4%, электроснабжения – 8%.), в том числе путем введения ВКТ.

Общая экономия средств потребителей на коммунальных услугах в результате проведенной работы в 2019 году составит около 40 млрд. тг.

Как известно в конце прошло года принят новый Закон «О естественных монополиях» в целях обеспечения прозрачности тарифообразования.

Законом закреплены положения, направленные на публичное обсуждение планируемых изменений тарифов и внедрение эффективных механизмов обратной связи с населением посредством:

-         Подачи заявки на тариф в электронном виде через базу «Монополист»;

-         Общественный мониторинг исполнения инвестиционных программ путем посещения объектов инфрастуктуры ЖКХ представителями МИО, СМИ, ННП «Атамекен», обществ защиты прав потребителей и потребителями;

-         Ежеквартального размещения СЕМ в СМИ хода исполнения инвестиционных программ;

-         Перехода СЕМ от ежегодного к полугодовому проведению публичных отчетов перед потребителями;

-         Участия общественных объединений в рассмотрении проектов тарифа, инвестиционных программ СЕМ;

-         Проведения публичных слушаний;

-         Приема потребителей не реже одного раза в месяц совместно СЕМ.

База данных «Монополист» регулирует прием заявок и отчетов монополистов. Прием заявок осуществляется только в электронном формате. На сегодня насчитывается более 4 000 пользователей и более 15 тысяч опубликованных документов.

В рамках нового закона также введен институт Совета по тарифной политике, являющийся консультативно-совещательным органом при МНЭ РК, в состав которого входят депутаты Парламента РК, представители государственных органов, НПП РК, общественных объединений, объединений субъектов частного предпринимательства, СЕМ, эксперты и иные заинтересованные лица.

Необходимо напомнить, что основными задачами и функциями Совета являются:  

- выработка предложений уполномоченному органу по проектам нормативных правовых актов в сферах естественных монополий;

- оказание консультативной, методической и иной поддержки уполномоченному органу;

- внесение предложений уполномоченному органу по определению уровня индексации тарифа и прогнозного индекса тарифа;

- внесение предложений уполномоченному органу по включению в перечень субъектов естественных монополий, которым тарифы утверждаются с применением стимулирующего метода тарифного регулирования;

- обсуждение и выработка рекомендаций к проектам инвестиционных программ и вносимым изменениям в действующие инвестиционные программы.

Первое заседание Совета состоялось 15 октября текущего года под председательством Министра национальной экономики Руслана Даленова, где обсуждались такие вопросы как, исполнение поручений Елбасы Назарбаева Н.А., данных на заседании Совета безопасности 7 ноября 2018 года, создание 17 региональных комиссий по вопросам тарифного регулирования в сферах естественных монополий ЖКХ, повышение тарифов энергопроизводящих организаций с 1 ноября т.г. и ожидаемый совокупный вклад в инфляцию по регулируемым услугам ЖКХ на 2019 год.

По результатам, выработан ряд предложений для продолжения работы по данным вопросам.

По результатам проведения анализа исполнения тарифных смет СЕМ, и инвестиционных программ за 2018 год, утверждены временные компенсирующие тарифы СЕМ и энергопередающим организациям во всех регионах страны на общую сумму 13,1 млрд. тг. (за неисполнение тарифной сметы на сумму – 12,44 млрд. тенге, за неисполнение инвестиционных программ – 665 млн. тенге).

Общая сумма возврата потребителям услуг теплоснабжения за отопительный период 2018-2019 гг. составила 805 134,67 тыс. тг. без НДС.

При этом, необходимо сообщить, что на процесс тарифообразования влияют регулируемые и нерегулируемые факторы, в частности:

Регулируемые факторы:

1. Рост тарифов на электрическую энергию энергопроизводящих организаций и влияние возобновляемых источников энергии (утверждается МЭ РК, дает мультипликативный эффект на теплоснабжение, водоснабжение и электрическую энергию для конечного потребителя);

2. Ежегодный рост оптовых цен на товарный газ (утверждается ежегодно МЭ РК до 15,7%);

3. Рост тарифов на услуги по перевозке грузов ж/д транспортом (с 2020 года рост предельного уровня тарифа 2%, далее изменение дифференциации тарифов ж/д);

4. Изменение государственных пошлин, налогов и других выплат (в том числе экологических).

Нерегулируемые факторы:

  1. 1.    Рост стоимости стратегических товаров: уголь и мазут
    (7% ежегодно);

2. Капитальные и текущие ремонты, не приводящие к увеличению стоимости основных фондов энергопроизводящих компаний
(7% ежегодно);

3. Индексация фонда оплаты труда производственного персонала (7% ежегодно);

4. Рынок мощности (по проектам в рамках инвестиционных соглашений).

Вместе с тем, во исполнение Послания Главы государства Касым-Жомарт Токаева народу Казахстана 2 сентября 2019 года Комитетом разработан комплекс мер, направленных на обеспечение прозрачности тарифообразования и на усиление борьбы с завышением цен и тарифов на товары и услуги естественных монополистов в формате Дорожной карты.

Проект Дорожной карты предусматривает 5 основных направлений:

-     усиление контроля за деятельностью СЕМ;

-     анализ закупок СЕМ в целях выработки предложений по обеспечению прозрачности и принципа состязательности;

-     прозрачность тарифообразования, формирование у населения экономного отношения к потребляемым ресурсам и обеспечение обратной связи с населением;

-     обеспечение обоснованных тарифов на коммунальные услуги ЖКХ;

-     повышение эффективности деятельности субъектов естественных монополий.

В последующем, работа по реализации послания Главы государства будет осуществляться в рамках исполнения пунктов Дорожной карты, направленных на усиление борьбы с завышением цен и тарифов на товары и услуги естественных монополистов, а также упорядочивание подходов к тарифообразованию.

В ходе пресс-конференции были обсуждены и другие немаловажные вопросы, связанные с деятельностью Комитета, направленные на обеспечение открытости и прозрачности тарифообразования.         

         В конце встречи представители СМИ смогли задать Председателю интересующие вопросы и получить на них конкретные ответы. 

Изменен: 01.11.2019 15:24