Флаг
Герб

Комитет по регулированию естественных монополий,
защите конкуренции и прав потребителей
Министерства национальной экономики Республики Казахстан

Официальный интернет ресурс

010000 Астана,
ул. Мангилик Ел 8 подъезды 4, 7, 10
Телефон канцелярии: +7 (7172) 74-34-01, 74-36-69
Факс: +7 (7172) 74-94-60
E-mail: k.kensekremzk@economy.gov.kz

Архив новостей

Справочная информация по областям

e96b9ea0e5b67170d51d7342eeb3153f.png

Ваше мнение

Прозрачность процесса тарифного регулирования

Этические нормы

Выступление Президента РК Н.А.Назарбаева на Антикоррупционном форуме НДП "Нур Отан"

Құрметті форумға қатысушылар!

Бүгінгі басқосуымыз қоғамдағы сыбайлас жемқорлыққа қарсы пәрменді күрес шараларына арналып отыр. Осы мәселе жөнінде нақты әңгіменің уақыты жетті деп санаймын.

Жемқорлық мемлекеттің, қоғамның дамуына тежеу болатын, болашағына кесірін тигізетін індет. Оның тамырына түбегейлі балта шаппайынша, мемлекетте тұрақты өсу-өркендеу болмайды.

Біз экономикамызды барынша дамытып, саяси жүйемізді жетілдіріп жатырмыз. Білімді, мәдениетті әрі бәсекелестікке қабілетті ұлт қалыптастыру жолында алдымызға стратегиялық мақсат қойып отырмыз.

Алайда, сыбайлас жемқорлыққа қарсы күресті күшейтпей, одан нақты бір нәтиже шығармай, алға қойған мақсатқа толық жете алмаймыз.

Жемқорлықпен күрес науқандық шара емес. Ол тек құзырлы мекемелердің ғана міндетіне жатпайды. Онымен бүкіл халық болып күресуіміз керек.

Бүгін мен сіздермен осы мәселе төңірегінде, қордаланған проблемалар мен оларды шешудің заңнамалық және нақты іс-шаралары жөнінде ашық сөйлесуді жөн көріп отырмын.

Уважаемые участники форума!
Коллеги!

Сегодня мы собрались еще раз обсудить наши дальнейшие действия по борьбе с коррупцией.

Все государства мира сталкиваются с этим злом. Более того, в современных условиях коррупция постепенно из внутригосударственной проблемы превращается в глобальную проблему.

Сейчас все страны, включая самые передовые, пересматривают свои модели борьбы с коррупцией с учетом новых вызовов. Принимают новые законы об ужесточении ответственности за коррупцию. Здесь хочу акцентировано подчеркнуть, что если мы говорим о коррупции в Казахстане, это не значит, что ее уровень у нас более высокий, чем в других странах.

По уровню антикоррупционной деятельности Казахстан занимает одну из лидирующих позиций среди стран СНГ. Мы за эти годы многое сделали для искоренения этого социального зла. Это подтверждают и международные эксперты.

Еще 10 лет назад мы впервые на постсоветском пространстве приняли специальный Закон «О борьбе с коррупцией». Создан специальный орган – Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью.

В Уголовном кодексе установлен четкий перечень преступлений, признаваемых коррупционными. Ужесточена уголовная ответственность за взяточничество.

По моей инициативе введен пожизненный запрет на занятие любых должностей в государственных органах и организациях для лиц, ранее уволенных с работы за совершение коррупционного правонарушения. Все должны помнить, что совершившие какое-либо противоправное действие полностью лишаются всех привилегий.

В целях снижения уровня коррупции в судебной системе ужесточена ответственность судей за совершение правонарушений и несоблюдение судейской этики.

Недавно Парламентом принят Закон, предусматривающий более прозрачные процедуры выдвижения судей на руководящие судейские должности.

Антикоррупционные меры предусмотрены и в ряде законодательных актов, регламентирующих государственные закупки, налогообложение, таможенное дело, лицензирование и другие сферы.

В целом, казахстанское законодательное обеспечение антикоррупционной деятельности стало, по сути, модельным для наших коллег по СНГ.

Одним из важных инструментов реализации антикоррупционной стратегии является действующая при Президенте Комиссия по вопросам борьбы с коррупцией.

Противостоять коррупционным проявлениям на региональном уровне призваны областные дисциплинарные советы при Агентстве по делам государственной службы.

Не могу не отметить ту огромную работу, которую проводит партия «Нур Отан».

При партии созданы республиканский и региональные общественные советы по борьбе с коррупцией, в которые уже поступило около 5000 обращений граждан. Более трети из них получили полное или частичное положительное разрешение.

По моему поручению партия контролирует процесс распределения социального жилья во всех регионах страны. Налажено тесное и результативное взаимодействие с населением, исполнительными и правоохранительными органами.

* * *

Однако говорить о том, что антикоррупционная система работает полноценно и максимально эффективно, пока не приходится. Статистика коррупционных правонарушений остается негативной.

По результатам социологических опросов, немало жителей республики оказывались в ситуации, когда их вопрос решался эффективнее с помощью взятки. В группу «лидеров» по распространенности коррупционных отношений, по мнению опрошенных, входят работники правоохранительных органов, юстиции, акиматов, здравоохранения, образовательных учреждений.

С начала года всего по республике зарегистрировано 1581 коррупционное преступление. Осуждены за коррупционные преступления 520, привлечено к дисциплинарной ответственности 990 человека.

Только акимами всех уровней совершено 69 коррупционных преступлений. 18 из них уже осуждено.

Анализ показывает, что размер материального ущерба от коррупционных преступлений исчисляется большими суммами.

Такая ситуация нас категорически не устраивает! Коррупция угрожает развитию нашего государства, его экономическому росту и политической стабильности.

И мы будем вести самую жесткую и решительную борьбу с ней.

Поэтому сегодня я объявляю о том, что мы принимаем Общенациональный план действий по борьбе с коррупцией.

В этой связи необходимо:

Первое – совершенствование антикоррупционного законодательства.

Необходима глубокая «инвентаризация» законодательства, регулирующего различные сферы экономики, государственного управления, в том числе и правоохранительную деятельность.

До сих пор в законодательных актах, относящихся к разрешительной системе, контрольно-надзорной деятельности, государственным закупкам, остаются большие «коррупционные ниши». Причем реальная практика применения законодательства показывает, что оно нередко используется для создания искусственных административных барьеров для развития малого и среднего предпринимательства.

В этой связи должна быть обязательной антикоррупционная экспертиза всех законов и подзаконных актов. Статус этой экспертизы необходимо закрепить законодательно. Это я прошу сделать Партию «Нур Отан» в нашем Парламенте.

Прокуратуре необходимо, не дожидаясь принятия специального закона, опротестовывать, а органам юстиции при регистрации проверять на коррупционность все акты, принимаемые госорганами.

Противодействию коррупции должна способствовать регламентация лоббистской деятельности. В этих целях следует принять Закон «О лоббировании», который должен установить механизмы, исключающие коррупционные схемы продвижения корпоративных интересов в ущерб интересам общества и государства.

Следует провести работу по коррекции норм Уголовного кодекса. Для уменьшения условий для коррупции необходимо сузить вариативность ответственности за конкретные преступления.

Второе – конкретизация и оптимизация функций государственного управления.

К сожалению, за несколько лет проведения административных реформ мы существенно не продвинулись в разграничении функций государственных органов, исключении их дублирования.

Я не раз говорил о том, что государство должно последовательно уходить от практики осуществления избыточных функций, не относящихся к сфере государственной монополии.

Правительство должно, наконец, конкретно определить, что является государственной функцией, а что только государственной услугой. Услуги можно последовательно предавать в конкурентную среду. Отсутствие ясной грани между этими понятиями снижает эффективность госуправления, является одной из предпосылок для роста коррупционных проявлений.

Важной задачей является обязательное наличие стандартов и процедур оказания государственных услуг, их нормативное закрепление и повсеместное внедрение.

Следует шире использовать возможности электронного Правительства и в целом современных технологий в управлении. Темпы этой работы не устраивают. Пока больше несогласованности и разночтений в данном вопросе, нежели конкретных дел.

Главная задача создаваемого электронного Правительства это максимальное исключение личных контактов граждан с чиновниками при оказании последними государственных услуг.

Каждый человек электронным способом должен иметь возможность как на получение полной и достоверной информации об оказываемой услуге, так и на получение самой услуги качественно и в срок.

Нужно также активизировать внедрение в регионах «электронных акиматов», которые будут работать по принципу «одного окна», выдавать все разрешительные документы на строительство и земельные участки, оказывать другие услуги населению и бизнесу.

Правительству следует ускорить эту работу, а партии «Нур Отан» взять ее под особый контроль.

Третье – совершенствование качества работы государственного аппарата. Противодействию коррупции должно способствовать укрепление системы государственной службы.

Наша стратегическая задача – создать новую генерацию государственных управленцев.

Это должны быть люди профессионально подготовленные, грамотные, современные, честно работающие на интересы страны, не ангажированные различными интересами. Мы стоим на пороге изменения поколения госслужащих.

Мы должны поднять престиж государственной службы. Привлечь талантливых молодых людей в государственный аппарат. Воспитать их. Одновременно решительно очиститься от различных коррупционных элементов.

Без этого все наши намерения по вхождению в число наиболее конкурентоспособных стран мира останутся только планами.

Государственный служащий должен руководствоваться следующими этическими нормами, их восемь:

1. Он должен уметь распоряжаться властью и полномочиями и при этом быть честным.

2. На государственной службе нужно работать на благо государства, а не ради собственного благополучия, не путать государственные средства с собственным карманом.

3. Чиновник должен жить, не боясь вопроса «На что живешь?», так как не должно быть оснований для появления снимков его вилл, высоких заборов вокруг них и дорогих иномарок.

4. Важно жить в полном согласии с требованиями законов.

5. Нужно на любом посту, на любой должности работать так, чтобы ни при каких обстоятельствах не утратить доверия народа, граждан своей страны.

6. Казахстанский госслужащий должен быть примером справедливости, скромности, уметь вести себя среди людей.

7. Прежде чем руководить коллективом, он должен сам научиться подчиняться, уметь выполнять то, что требует от своих сотрудников.

8. Надо немедленно вмешиваться, принимать меры, если видишь, что наносится ущерб интересам государства или готовится коррупционное деяние.

Это только часть моральных требований к работникам органов государственного управления.

Мы должны воспитать, привести на госслужбу и к власти именно таких людей, которые строго выполняют отмеченные мною этические нормы.

Это и есть истинные патриоты Родины, которые сделают все для её процветания.

Мерой, реально позволяющей сократить проникновение на государственную службу потенциальных коррупционеров, является институт кадрового резерва. Администрация Президента должна организовать и возглавить комплексную работу по формированию и продвижению реального кадрового резерва страны.

Мы и дальше будем работать над повышением социальной защищенности государственных служащих, уровня их материального обеспечения. Последовательно решаем, и будем решать эти вопросы с учетом финансовых возможностей государства.

По моему поручению с 1 января 2009 года на 25% повышается уровень оплаты труда всем категориям государственных служащих. Одновременно на 60% возрастет заработная плата судей местных судов. Еще большее повышение зарплаты ожидает дорожных полицейских – она повышается почти в три раза.

В этих условиях общество вправе ожидать от государственного аппарата честной и добросовестной работы во благо всех граждан страны.

Большие проблемы накопились в правоохранительной системе. Есть существенные недостатки и недоработки в их работе. Нередко сами работники правоохранительных органов оказываются замешенными в коррупционных преступлениях.

У меня по этому поводу вчера состоялся жесткий и обстоятельный разговор с руководителями Прокуратуры, МВД, КНБ и других правоохранительных органов.

Уверен, что вся правоохранительная система страны нуждается в серьезном реформировании. Надо сделать ее более эффективной, открытой, работающей исключительно на интересы народа.

Вопросы борьбы с коррупцией надо сосредоточить в одном органе, поднять его статус, дать необходимые полномочия.

Четвертое – совершенствование системы выявления и противодействия коррупции.

Мы должны добиться того, чтобы каждый осознавал неотвратимость наказания за коррупционное правонарушение.

Необходимо установить эффективный контроль за источниками доходов чиновников.

Действующая система декларирования сведений о доходах и имуществе не всегда позволяет осуществлять надлежащий контроль за достоверностью представляемых сведений. Поэтому следует проработать вопрос о поэтапном переходе к всеобщему декларированию доходов.

Особо недопустимо использование чиновниками служебного положения для продвижения своих личных бизнес-интересов. Те чиновники, которые передали бизнес в управление, должны реально от него отойти.

Любой случай решения экономических вопросов в пользу своего бизнеса или лоббирования чьих-то интересов в корыстных целях должен приводить к немедленному снятию с должности и наказываться в соответствии с законом.

Агентство по делам государственной службы и Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью должны приступить к проверке таких фактов.

Следует запустить и другой действенный механизм – постоянный финансовый мониторинг за операциями с денежными средствами в крупных объемах. Это функция недавно созданного Комитета финансового мониторинга Министерства финансов.

Нам следует разработать и внедрить механизм, обязывающий всех должностных лиц государства своевременно и оперативно реагировать на критические материалы о фактах коррупционных проявлений, изложенных в средствах массовой информации.

Каждый руководитель должен нести персональную ответственность за состояние борьбы с коррупцией в его ведомстве. Для этого надо повсеместно ввести рейтинговую оценку уровня коррупции государственного аппарата.

Новые задачи стоят перед Агентством по борьбе с экономической и коррупционной преступностью. Во главе угла должны выступать не только карательные меры, но и профилактика правонарушений, выявление и искоренение схем совершения коррупционных преступлений.

Агентство должно тесно взаимодействовать с Комитетом финансового мониторинга.

Хотел бы отметить, что контроль за расходованием бюджета у нас «растащен» по разным органам. Деятельность Счетного комитета, Финконтроля Министерства финансов, а также органов, проверяющих исполнение местных бюджетов, остались бесконтрольными.

Правительству необходимо до конца года разобраться в такой ситуации и навести порядок.

Пятое – пресечение коррупции в финансово-экономической сфере.

Когда в нашей стране говорят о коррупции, почему-то непременно имеют в виду только госслужащих. Между тем, масштабы коррупционных правонарушений в частном секторе если не больше, то уж точно не меньше, чем в госаппарате.

До недавнего времени у нас это явление неправильно называлось словом «бизнес».

Хотя в развитых странах его рассматривают как «корпоративную коррупцию» и прилагают огромные усилия для борьбы с ним. Принимаются специальные законы, усиливаются контролирующие функции государства.

В условиях мирового финансового кризиса и для нас особую остроту приобретает проблема «корпоративной коррупции». Именно для борьбы с ней мною недавно подписан закон об устойчивости финансовой системы.

Сейчас важно не допускать, чтобы нечистоплотные бизнесмены, при попустительстве коррумпированных чиновников, расшатывали финансовую устойчивость государства и наносили ущерб экономическим интересам граждан.

Мы должны в корне пресекать любого рода махинации, лжебанкротства, незаконный вывоз капитала за рубеж.

Обеспечение соблюдения законности и прозрачности в банковской сфере, защита вкладов и имущественных интересов граждан – вот одна из главных задач соответствующих органов на сегодняшний день.

Поручаю Правительству внести предложения об отмене налоговых льгот для частных застройщиков жилья.

В условиях кризиса также актуальна защита трудовых прав граждан, в связи с чем следует выявлять и пресекать факты незаконных увольнений, несвоевременной выплаты заработной платы работникам.

Шестое – оптимизация и обеспечение прозрачности системы государственных проверок.

Следует разобраться и поставить точку в вопросе проверок, проводимых государственными органами. Несмотря на принимаемые меры, поток жалоб на необоснованность проверок не прекращается.

В настоящее время контрольно-надзорными функциями, предусматривающими право осуществления проверок, наделено большое количество государственных органов. Разного рода проверки предусмотрены в кодексах, десятках законов, во множестве подзаконных актов.

Действующее законодательство допускает возможность проверить любой хозяйствующий субъект или государственное учреждение под самым разным предлогом.

В свое время я согласился с мнением Правительства, которое выступило с возражениями против принятия Закона «О государственном контроле и надзоре».

Однако, как видно, жизнь диктует необходимость принятия такого закона. Надо вернуться к рассмотрению этого вопроса.

И седьмое – формирование атмосферы нетерпимости к коррупции в обществе.

На мой взгляд, это самая важная часть нашей работы. Без нее все вышеперечисленные меры не принесут результата.

К сожалению, в нашем обществе еще не окончательно утвердились нормы и ценности правового сознания.

Граждане по-прежнему имеют упрощенные представления о причинах коррупции и методах борьбы с ней.

Им не хватает антикоррупционного просвещения. Многие сами провоцируют чиновников на получение взятки.

Победить такое зло, как коррупция, невозможно только усилиями государственных и правоохранительных органов. Необходимо наладить взаимодействие с институтами гражданского общества.

Считаю, что партия «Нур Отан» должна возглавлять эту работу. Существенную роль в этом должен сыграть Комитет партийного контроля, который создается при партии. Важно широко привлекать к этой работе неправительственные организации.

Данный Комитет как постоянно действующий орган партии должен обеспечивать широкую общественную поддержку и активно участвовать в реализации Общенационального плана действий по борьбе с коррупцией.

Я своим постановлением назначил на эту должность Рахимбекова Борана, в последние годы плодотворно работавшего в центральном аппарате партии.

Совместно с молодежными объединениями Комитет партийного контроля может проводить акции по выявлению и недопущению коррупции в образовательных учреждениях. В сотрудничестве с правозащитными НПО партия в поле зрения должна держать вопросы коррупции в системе здравоохранения и юстиции.

В сознании граждан нужно культивировать абсолютную нетерпимость к любого рода коррупционным проявлениям. Для этого нужно постоянно вести масштабную антикоррупционную пропаганду в СМИ.

Нужно изучить и мировой опыт в этой области. Например, в Южной Корее право начинать расследование о коррупции имеет любой совершеннолетний гражданин страны.

Уполномоченный государственный орган обязан начать расследование обвинений по любому заявлению. От злоупотребления этим правом людей сдерживает одна из статей закона, предусматривающая ответственность за ложное обвинение в коррупции – тюремное заключение до 10 лет.

В Сингапуре, если государственный служащий знал о готовящимся коррупционном преступлении и не сообщил соответствующим органам, его увольняют с должности.

Возможно, такой опыт нужно внедрять и у нас.

Уважаемые коллеги! Члены партии!

В «Нур Отане» казахстанцы должны видеть эффективный механизм своей защиты от коррупционеров.

Это работа должна быть поставлена на широкую, системную основу, стать одним из основных направлений идеологической платформы партии.

Для этого у вас есть все необходимые ресурсы – доверие большинства населения, депутатские мандаты в Парламенте и маслихатах, широкие контрольные полномочия.

Сейчас «Нур Отан» обязан по максимуму использовать эти ресурсы, возглавить общенародную борьбу с коррупцией.

На то мы и народная партия, чтобы служить ему и защищать интересы всех казахстанцев.

Нам нужны не искусственная шумиха или очередная «кампанейщина», а точные и реалистические меры, направленные на выявление и предупреждение коррупции.

Только так мы сможем добиться всех стратегических и амбициозных целей, которые сегодня стоят перед нашей страной!

Құрметті Форумға қатысушылар!

Бүгінгі басқосудың қаншалықты маңызды екенін баршаңыз де сезініп отырған боларсыздар.

Сыбайлас жемқорлықтың белең алуы біздің ғана емес, бүкіл әлемнің бас ауруына айналғанын жаңа айттым. Бүгінде жаһандық сипат алған бұл індет тұтастай мемлекеттердің экономикасын күйретіп жіберу қаупін туғызып отыр.

Олай болса, жемқорлықпен күрес қатаң жүргізілуі қажет. Ешкімнің лауазымына, шен-шекпеніне қараудың қажеті жоқ. Қылмыс жасаған адам қандай жағдайда да жауапқа тартылуы тиіс.

Қоғам бізден нақты іс-әрекетті күтіп отыр. Баршамыздың ел алдындағы қызметіміз де, беделіміз де бірлесіп істеген жұмыстың нәтижесіне байланысты.

Тағы да қайталап айтамын, бұл істе «Нұр-Отан» партиясына жүктелер міндет үлкен. Партияның орталық, жергілікті жердегі басшылығы, мүшелері халықты жұмылдыра отырып, жемқорлықтың алдын алу мен жою шараларын белсенді жүргізуі керек.

Қазақта «Ауруын жасырған өледі» дейтін мәтел бар. Жемқорлыққа қарсы күрес жан-жақты, үздіксіз, ашық әрі әділетті түрде жүргізілуі тиіс. Біз сонда ғана алға қойған биік мақсаттарға қол жеткізе аламыз.

Назар аударып, тыңдағандарыңыз үшін рахмет.

Астана, 6 ноября 2008 года