Флаг
Герб

Комитет по регулированию естественных монополий,
защите конкуренции и прав потребителей
Министерства национальной экономики Республики Казахстан

Официальный интернет ресурс

010000 Астана,
ул. Мангилик Ел 8 подъезды 4, 7, 10
Телефон канцелярии: +7 (7172) 74-34-01, 74-36-69
Факс: +7 (7172) 74-94-60
E-mail: k.kensekremzk@economy.gov.kz

Архив новостей

Справочная информация по областям

e96b9ea0e5b67170d51d7342eeb3153f.png

Ваше мнение

Прозрачность процесса тарифного регулирования

Вопросы и ответы

Прежде чем задать вопрос, ознакомьтесь с Памяткой для посетителей сайта.

Все вводимые Вами данные конфиденциальны и не подлежат распространению или передаче третьим лицам.

Задать вопрос
01.02.2018
Антон
Разъясните мне ситуацию с KazPost. Они подняли тарифы с 1 февраля 2018 года. Я являюсь интернет продавцом. Отправляю ежедневно от 2 до 5 посылок в США. Сегодня я посмотрел новые тарифы KazPost на пересылку почтовых отправлений в Дальнее Зарубежье. Объясните мне, как можно было поднять и так высокие тарифы (у меня товар стоит меньше, чем его доставка равная 1000 тенге за бандероль весом до 500 грамм) до цифры равной 2500 тенге. Это поднятие всего-то на 150%, а по некоторым и на все 200%. Вам не кажется, что это немного ПЕРЕБОР? При "старых" тарифах мы, Казахстанцы!!! не могли конкурировать с другими странами, а про новые я даже думать боюсь. С такими тарифами какие KazPost сейчас сделали, чтобы быть продавцам в плюсе я даже не знаю, что нужно продавать... Наркотики разве, что. Но МЫ хотим нормально работать если серьёзно. И приносить пользу всему Казахстану, рекламируя его качественные товары и зарабатывать деньги за границей, тратя их в Нашей Экономике. Может быть KazPost хотя бы заключит с нами - продавцами нормальные контракты с нормальными ценами? Мы не в Китае живём где почта практически ничего не стоит, потому и 60% рынка они по продажам держат, но и тоже развиваться хотим и развивать НАШ Казахстан! Ждём от Вас ответа на этот вопрос. Спасибо за внимание.
Ответ

Уважаемый Антон!

В соответствии со статьей 216 Предпринимательского Кодекса Республики Казахстан (далее - Кодекс) антимонопольный орган в пределах своих полномочий расследует нарушения законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции и принимает по результатам расследования решение. Под расследованием понимаются мероприятия антимонопольного органа, направленные на сбор фактических данных, подтверждающих или опровергающих совершение нарушения законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции, в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Согласно пункту 2 статьи 216 Кодекса, основанием для начала расследования является поступление в антимонопольный орган сведений о нарушении законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции, которыми, в том числе являются материалы, поступившие от государственных органов, обращение физического и (или) юридического лица, сообщения средств массовой информации, поступившие в антимонопольный орган.

Вместе с этим, в вашем письме отсутствуют подтверждающие материалы, указывающие на признаки нарушения законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции, необходимые для изучения Комитетом.

В случае поступления на блог сведений, о каких-либо правонарушениях, Генеральная прокуратура Республики Казахстан отмечает о необходимости рекомендовать адресату обратиться в установленном законом порядке.

В связи с чем, Комитетом по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики Республики Казахстан (далее - Комитет) не представляется возможным рассмотреть действия АО «Казпочта» на наличие или отсутствие в его действиях признаков нарушений законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции.

На основании изложенного, для рассмотрения действий АО «Казпочта» на предмет соответствия законодательству Республики Казахстан в области защиты конкуренции Вы можете официально обратиться в Комитет или его территориальное подразделение, с изложением имеющихся фактов и с приложением подтверждающих материалов, для рассмотрения данного вопроса в рамках антимонопольного законодательства Республики Казахстан по существу.

Контактные данные Комитета и его территориальных подразделений размещены на официальном сайте Комитета – www.kremzk.gov.kz.

01.02.2018
А. Мадина
Вопрос в противоречии норм Закона о защите прав потребителей Гражданскому кодексу: так, статья 426 ГК гласит: "Если иное не предусмотрено договором, гарантийный срок продлевается на время, в течение которого товар не мог использоваться из-за обнаруженных в нем недостатков, при условии извещения продавца о недостатках товара", а статья 30 Закона гласит: "В случае устранения недостатков в товаре гарантийный срок продлевается на время, в течение которого товар не использовался". То есть ГК предусматривает, что в договоре продавец может уйти от обязательства продлить гарантийный срок, а Закон говорит о том, что эта обязанность по умолчанию. Прошу разъяснить.
Ответ

Уважаемая Мадина!

Комитет по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики Республики Казахстан, рассмотрев Ваше обращение, сообщает следующее.

 Пункт  3 статьи 30 Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей» (далее-Закон) предусматривает, что с согласия потребителя недостатки, обнаруженные в товаре, должны быть устранены продавцом (изготовителем) в течение десяти календарных дней с момента предъявления соответствующего требования, если иной срок не установлен договором.

Однако, срок устранения недостатков товара, определяемый договором, не может превышать двадцати календарных дней. В случае, если во время устранения недостатков, обнаруженных в товаре, станет очевидным, что они не будут устранены в срок, стороны могут заключить дополнительное соглашение о продлении срока на устранение недостатков товара на десять календарных дней. При этом отсутствие необходимых для устранения недостатков товара запасных частей (деталей, материалов), оборудования, специалиста и другого не является основанием для освобождения от ответственности изготовителя (продавца) за нарушение срока устранения недостатков товара.

То есть максимальный срок устранения недостатков 30 календарных дней.

В случае устранения недостатков в товаре гарантийный срок продлевается на время, в течение которого товар не использовался. Указанное время исчисляется со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков до момента исполнения требования потребителя.

При выдаче товара изготовитель (продавец) обязан предоставить в письменной форме потребителю информацию о продлении гарантийного срока.

Вместе с тем, как Вами указано, что статья 426 ГК РК гласит, если иное не предусмотрено договором гарантийный срок продлевается на время, в течение которого товар не мог использоваться из-за обнаруженных в нем недостатков, при условии извещения продавца о недостатках товара в порядке, установленном статьей 436 настоящего Кодекса.

То есть, по умолчанию согласно пункту  3 статьи 30 Закона Республики Казахстан гарантийный срок продлевается на 10 календарных дней, если иной срок согласно той же статье не установлен договором в количестве 20 календарных дней и дополнительно 10 календарных дней.

Более того, согласно статьи 8-1 Закона Республики Казахстан, продавец (исполнитель, изготовитель) не должен включать в договор с потребителем условия, которые нарушают и (или) ущемляют права потребителя.  

01.02.2018
А. Мадина
Добрый день, на Вашем сайте есть статья для потребителей о том, что потребитель может требовать возврата товара в течение 14 дней, если товар ему не подошел. Статья от 29.05.2017 16:27 "Хочу вернуть, но как?". Разве это так? Ведь Закон о защите прав потребителей гласит о том, что возврат товара возможен только если не возможен его обмен. Статья 14.
Ответ

Уважаемая Мадина!

Комитет по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики Республики Казахстан, рассмотрев Ваше обращение,  сообщает следующее.

В соответствии с пунктами 1, 2, 3, статьи 14 Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей», предусмотрено, покупатель вправе в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом (изготовителем), обменять купленный товар в месте покупки или иных местах, объявленных продавцом (изготовителем), на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки, комплектации и тому подобное либо на другой товар по соглашению сторон, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом.

Обмен производится в соответствии со статьей 30 настоящего Закона.

При отсутствии необходимого для обмена товара у продавца (изготовителя) покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу (изготовителю) и получить уплаченную за него денежную сумму.

Местом обмена или возврата товара является место покупки товара, если иное не предусмотрено договором.

Иными словами, по соглашению сторон Вы вправе обменять товар. В случае если одна из сторон не согласна с этим, товар подлежит возврату. 

30.01.2018
Иманбердиев Шадияр
Ассалаумалейкум! Мен ОҚО, Мақтарал ауданы, Қарақай а/о, Қарақай ауылының тұрғынымын. Елбасының "Ақпаратты Қазақстан" бағдарламасы аясында әрбір елді-мекенді сапалы интернет желісімен қамту тапсырылған болатын. Алайда Жетісай қаласынан небәрі 12 км қашықтықта орналасқан Қарақай ауылында интернет желісі мүлдем жоқ.
Ответ

Қазақстан Республикасының Кәсіпкерлік Кодексінің 160-бабына сәйкес, бәсекелестікті қорғау, Қазақстан Республикасының тауар нарықтарындағы адал бәсекелестікті және тауар нарықтарының тиімді жұмыс істеуін қолдау және қолайлы жағдайлар жасау, экономикалық кеңістіктің біртұтастығын, тауарлардың еркін қозғалысын және Қазақстан Республикасындағы экономикалық қызметтің еркіндігін қамтамасыз ету, осы Кодекске сәйкес монополистік қызметті реттеу және шектеу, мемлекеттік органдардың, жергілікті атқарушы органдардың бәсекелестікке қарсы әрекеттерінің және жосықсыз бәсекелестіктің жолын кесу бәсекелестікті мемлекеттік реттеудің мақсаттары болып табылады.

Бұл ретте, қолданыстағы заңнамаға және Қазақстан Республикасы Ұлттық экономика министрлігінің Табиғи монополияларды реттеу, бәсекелестікті және тұтынушылардың құқықтарын қорғау комитет (бұдан әрі – Комитет) туралы ережеге сәйкес көтеріліп отырған мәселелер Комитеттің құзыретіне кірмейді.

Сонымен қатар, Қазақстан Республикасының «Байланыс туралы» Заңынын 8-бабы 1-тармағының 3) тармақшасына сәйкес Қазақстан Республикасының байланысын дамыту мен жетілдірудің негізгі бағыттары және басымдықтары жөнінде ұсыныстар әзірлеуді ұйымдастыру және оны іске асыру, оның сапасын, қолжетімділігін және орнықты жұмыс істеуін арттыруы Қазақстан Республикасы Ақпарат және коммуникациялар министрлігінің құзыретіне жатады.

Осыған байланысты, Сізбен көтеріліп отырған сұрақтар бойынша байланыс саласындағы уәкілетті орган - Ақпарат және коммуникациялар министрлігіне жүгінуіңізге болады.

30.01.2018
Оспан Мади Шаймуратулы
Здравствуйте! В одном из интернет-кафе г.Караганды запрещают проносить свои напитки. Насколько правомерен этот запрет? Подпадает ли это под 183 статью Предпринимательского кодекса? В случае положительного ответа прошу сообщить, куда могу подать жалобу?
Ответ

Уважаемый Оспан Мади Шаймуратулы! 

По вопросу законности отказа в проносе своих напитков в интернет-кафе г.Караганды, сообщаем следующее.

Статьей 183 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан (далее - Кодекс) определен один из видов недобросовестной конкуренции и состав данного вида правонарушения. Однако, для установления факта недобросовестной конкуренции, указанной, в том числе в статье 183 Кодекса, необходимо также установить признаки недобросовестной конкуренции, предусмотренные пунктом 1 статьи 177 Кодекса.

Так, согласно пункту 1 статьи 177 Кодекса недобросовестной конкуренцией являются любые действия в конкуренции, направленные на достижение или предоставление неправомерных преимуществ. Из этого определения следует ряд обязательных (общих) признаков недобросовестной конкуренции:

- действия совершены в условиях конкуренции под которой согласно пункту 1 статьи 162 Кодекса понимается состязательность субъектов рынка, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;

- действия направлены на достижение или предоставление неправомерных преимуществ.

Вместе с тем, отмечаем, что блоги руководителей государственных органов являются лишь платформой для интерактивного общения руководителей государственных органов с широкой общественностью посредством информационно-коммуникационных сетей (обратная связь). 

В этой связи, с целью объективного рассмотрения Вашего обращения на предмет наличия нарушения законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции со стороны интернет-кафе города Караганды, Вам необходимо официально обратиться в соответствующее территориальное подразделение, а именно в Департамент Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики Республики Казахстан по Карагандинской области, расположенный по адресу: г.Караганда, улица Костенко, дом 6. 

22.01.2018
Чикалов А.С.
Когда будут возвращены потребителям газа деньги, незаконно начисленные на поправочный коэфициент фирмой"КазТрансГаз Аймак"?
Ответ

Здравствуйте!

Согласно письму от 13 декабря 2017 года № 05-22-1595 АО «КазТрансГаз Аймак» (далее – Общество) сообщило об исполнении предписания № 1 от 01.02.2017 г. в полном объеме, а именно прекращена практика начисления поправочных коэффициентов бытовым и коммунально-бытовым потребителям, осуществлен возврат денежных средств потребителям, полученных Обществом от начисления поправочных коэффициентов общей суммой 269 776 089 тенге.

Вместе с тем, при наличии факта невозврата либо возврата не в полном объеме денежных средств, начисленных Обществом за поправочный коэффициент, Вы можете обратиться официально в Департамент Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики Республики Казахстан по месту нахождения, с указанием в обращении данных предусмотренных статьей 6 Закона Республики Казахстан «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц», с приложением всех подтверждающих документов.

20.01.2018
Садыков
Здравствуйте! Рассматриваете ли вы вопросы по потреблению газа. В прошлом году в данный период потребление газа было 700 кубов в месяц, а в этом году завышает более 1000 кубов в месяц. Счетчики те же что и в прошлом году. В этом году погода теплее. Употребление по счетчику больше. И возникает вопрос, газ стал жиже или гуще стал? Где правда, платить тяжело! Как президент сказал, если мы ценами согласны, зачем наказывать количеством.
Ответ

Здравствуйте! 

В целях детального рассмотрения поставленных вопросов, рекомендуем Вам обратиться в установленном законодательством порядке с письменным заявлением (с приложением подтверждающих документов и с указанием оказываемых субъектом естественной монополии услуг (товарный или сжиженный газ) в соответствующий территориальный Департамент Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики Республики Казахстан (далее - Комитет).

Адреса и контактные телефоны территориальных Департаментов Комитета размещены на официальном сайте http://www.kremzk.gov.kz  в разделе «Структура Комитета».

 

18.01.2018
Татьяна Б.
Добрый день! подскажите пожалуйста 1. правомерны ли действия учреждений и организаций (любых форм собственности), предоставляющих услуги оздоровительного и образовательного характера детям дошкольного и школьного возраста (танцевальные студии, фитнес-центры, школы развития и пр.) включать в правила условия, определяющие непосещение занятий, по разным причинам, в том числе уважительным (больничный, справка, командировка и т.д.) как невозвратные и не восстанавливающиеся/не переносящиеся на другой период. Другими словами, ребенок пропустил занятия по причине болезни, имеется мед.справка, но пропуски не переносятся на другой период и деньги не возвращаются. Каким нормативным документом это регулируется? 2. Во время посещения таких учреждений на клиента (ребенка/его представителя) возлагается ответственность за состояние своего здоровья, при этом он не вправе требовать какой-либо компенсации за причиненный вред здоровью во время посещения. Правомерно ли это, учитывая если это спортивная секция, либо другое дошкольное/школьное учреждение. благодарю за ответ, спасибо.
Ответ

Уважаемая Татьяна!

Комитет по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики Республики Казахстан, рассмотрев Ваше обращение, сообщает  следующее.

По первому вопросу. Согласно пункту 1 статьи 8 Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей» (далее – Закон) потребитель имеет право на свободное заключение договоров на приобретение товаров (выполнение работ и оказание услуг). Не допускается принуждение потребителя на заключение договоров на приобретение товаров (выполнение работ и оказание услуг).

В соответствии с подпунктами 6) и 10) пункта 2 и 3 статьи 8-1 Закона, условия, нарушающие и (или) ущемляющие права потребителей при заключении договора:

- предоставление продавцу (исполнителю, изготовителю) права не возвращать уплаченную денежную сумму за не предоставленный товар (услуги, работы) в случае расторжения договора.

- установление обязанности потребителя выполнить все обязательства в случае, если продавец (исполнитель, изготовитель) не выполнит своих обязательств.

Если в результате применения условий договора, нарушающих и (или) ущемляющих права потребителя, потребителю нанесены убытки, они должны возмещаться виновным лицом в полном объеме.

По второму вопросу. Согласно подпунктами  2) 4) и 6) пункта 27 статьи 2 типовых правил «Об утверждении Типовых правил деятельности организаций образования соответствующих типов, в том числе Типовых правил организаций образования, реализующих дополнительные образовательные программы для детей» руководитель 

дошкольной организации согласно законам Республики Казахстан несет ответственность за   невыполнение функций, отнесенных к его компетенции,  охрану жизни и здоровья воспитанников и сотрудников во время учебно-воспитательного процесса,   иные нарушения требований, предусмотренных в нормативных правовых актах и условиях трудового договора.

В соответствии с подпунктом 8) статьи 7 Закона, потребители имеют право на возмещение в полном объеме убытков (вреда), причиненных их жизни, здоровью и (или) имуществу вследствие недостатков товара (работы, услуги).  

Вместе с тем, если Вы считаете, что Ваши права нарушены, Вы имеете право в соответствии со статьей 22  Закона, обратиться с претензией к продавцу товара об устранении нарушений прав и законных интересов и возмещении причиненного этими нарушениями убытка (вреда) в добровольном порядке.

Если в течение десяти календарных дней продавец не даст ответа на претензию или откажется устранить нарушения и возместить в добровольном порядке причиненный убыток (вред), Вы вправе обратиться в суд.

17.01.2018
Нургуль
Добрый вечер, У меня вопрос касательно электроэнергии. ТОО «Астанинская ЭнергоСбытовая Компания» не принимает справку о количестве проживающих, выданную нам ТОО "Luxury Concierge Astana", которая оказывает нам услуги сервисного обслуживания (г. Астана, ЖК "Зеленый Квартал") ссылаясь на пункт 10 Правил дифференциации энергоснабжающими организациями тарифов на электрическую энергию по зонам суток и (или) в зависимости от объемов ее потребления физическими лицами, а именно обосновывая тем, что ТОО не является КСК. По их разъяснениям- «КСК это некоммерческая организация, а ТОО коммерческая организация, получающая прибыль, поэтому их справка о кол-ве проживающих недействительна». В настоящий момент адресную справку предоставить не можем, так как идет процесс оформления документов, КСК нет, соответственно, справки с КСК нет. Вопросы: 1) Скажите, насколько обоснована позиция ТОО «Астанинская ЭнергоСбытовая Компания» по отказу принимать справку с обслуживающей компании (ТОО), хотя она по сути выполняет те же функции, что и КСК? 2) Каким образом возможно решить данную проблему, если нет возможности прописаться и получить адресную справку?
Ответ

Уважаемая Нургуль!  

 

В целях детального рассмотрения обращения Вам необходимо обратиться в Департамент Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей по городу Астана.

В этой связи, рекомендуем Вам обратиться в соответствующий территориальный Департамент по городу Астана по адресу: г. Астана,
ул. Ташенова, 29, контактные тел: 8 (7172) 36-83-15, 95-18-69.

16.01.2018
Бактанов Назымбек Азатович
Я заранее купил билеты авиакомпании SCAT по маршруту Астана – Павлодар – Астана с вылетом из Астаны 29.12.2017г. и обратным рейсом в Астану из Павлодара 02.01.2018г. Так получилось, что 29.12.2017г. по уважительным причинам мы не смогли вылететь, и купили билеты на другой рейс другой авиакомпании и вылетели 31.12.2017г. в г. Павлодар. Затем 2 января 2018 года при попытке пройти регистрацию в аэропорту г. Павлодар на обратный маршрут Павлодар – Астана сотрудники сообщили, что наши обратные авиабилеты были аннулированы в связи с тем, что согласно пункту 6.2.1. действующих Правил воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов АО «Авиакомпания «SCAT» полетные купоны действительны для полета только в строгой последовательности прохождения маршрута перевозки указанного в билете, начиная с пункта отправления, и пункту 6.2.3. пассажир не допускается к перевозке, если в билете нарушена последовательность использования купонов. Иными словами, по причине неиспользования нами билетов по маршруту Астана-Павлодар, наши билеты на обратный маршрут Павлодар – Астана были аннулированы и мы не были допущены к рейсу с данными авиабилетами. Нам пришлось покупать другие билеты на этот же рейс, только по цене несколько раз превышающей цены предыдущего билета. Это при том, что 29.12.2017г. при телефонном разговоре когда я спросил у оператора компании SCAT можно ли мне вернуть часть денег только по неиспользованному маршруту Астана-Павлодар, он мне ответил, что это невозможно т.к. необходимо делать возврат за полный маршрут Астана-Павлодар-Астана. Я, в свою очередь, не стал этого делать т.к. мы уже купили билеты в г. Павлодар на 31.12.2017г. и планировали вернуться в г. Астана 02.01.2018г. по нашему уже купленному билету компании SCAT, и оператор SCAT согласился с этим т.е. он не уведомил нас о том, что наши обратные билеты будут аннулированы. Скажите, пожалуйста, насколько правомерны действия SCAT в этом случае, если пассажиром пришлось покупать дорогие билеты, имея на руках уже заранее купленные билеты?
Ответ

Уважаемый Назымбек Азатович!

Комитет по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики Республики Казахстан, рассмотрев Ваше обращение,  сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8-1 Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей» (далее-Закон), предусмотрено что, продавец (исполнитель, изготовитель) не должен включать в договор с потребителем условия, которые нарушают и (или) ущемляют права потребителя.

Также отмечаем, что согласно подпункту 2) пункта 2 статьи 8-1 Закона, условиями, нарушающие и (или) ущемляющие права потребителей при заключении договора, это исключение или ограничение прав потребителя в случае полного или частичного невыполнения или ненадлежащего выполнения продавцом (исполнителем, изготовителем) договорных обязательств.     

В соответствии с подпунктами 2) и 3) пункта 15 в положении Комитета гражданской авиации  Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан в обязанности Комитета предусмотрено, соблюдение законодательства Республики Казахстан, прав и охраняемых законом  интересов физических и юридических лиц, дача разъяснений по вопросам, входящим в компетенцию Комитета.

В связи с чем, по вопросам поставленным в обращении, Вам необходимо обратиться в Комитет гражданской авиации  Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан.