Флаг
Герб

Комитет по регулированию естественных монополий,
защите конкуренции и прав потребителей
Министерства национальной экономики Республики Казахстан

Официальный интернет ресурс

010000 Астана,
ул. Мангилик Ел 8, подъезды 4, 7, 10 
Телефон канцелярии: +7 (7172) 74-34-01, 74-36-69
Факс: +7 (7172) 74-94-60
E-mail: k.kensekremzk@economy.gov.kz
Телефон доверия: +7 (7172) 74-33-82

Архив новостей

Справочная информация по областям

e96b9ea0e5b67170d51d7342eeb3153f.png

Ваше мнение

Прозрачность процесса тарифного регулирования

Вопросы и ответы

Прежде чем задать вопрос, ознакомьтесь с Памяткой для посетителей сайта.

Все вводимые Вами данные конфиденциальны и не подлежат распространению или передаче третьим лицам.

Задать вопрос
28.09.2017
Кадырова Жанна Еркенбековна
Здравствуйте! Приобрела входную дверь на строительном рынке, дома, при вскрытии упаковки обнаружили что отсутствует утеплительная резина, продавец сказал что это заводской брак и как-то возместить он не собирается. Как быть?
Ответ

Уважаемый Жанна Еркенбековна! 

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей» (далее – Закон), если в установленном законодательством Республики Казахстан порядке предусмотрены обязательные требования к качеству товара (работы, услуги), потребитель имеет право на получение товара (работы, услуги), соответствующего этим требованиям.

Согласно, подпункта 2) пункта 1 статья 15 Закона, потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать безвозмездного устранения недостатков товара.

Кроме того, согласно пункту 2 статьи 30 Закона, в случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления им требования о его замене продавец (изготовитель) обязан заменить его незамедлительно, а при необходимости дополнительной проверки (экспертизы) качества товара продавцом (изготовителем) – в течение тридцати календарных дней с момента предъявления соответствующего требования.

Товар ненадлежащего качества должен быть заменен на новый аналогичный товар, то есть на товар, не бывший в употреблении.

Если у продавца (изготовителя) в момент предъявления требования отсутствует необходимый для замены товар, замена должна быть проведена в течение десяти календарных дней со дня предъявления такого требования.

Вместе с тем, в соответствии статьи 22 Закона, Вы вправе обратится с письменной претензией к продавцу (изготовителю, исполнителю) товара (работы, услуги) об устранении нарушений прав и законных интересов и возмещении потребителю причиненного этими нарушениями убытка (вреда) в добровольном порядке.

 Если в течение десяти календарных дней продавец (изготовитель, исполнитель) не даст ответа на претензию или откажется устранить нарушения и возместить в добровольном порядке причиненный убыток (вред), Вы вправе обратиться в суд.

26.09.2017
Султангалиев Жасулан Нурсейтович
Здравствуйте, Я заказал кроссовки Ecco. Сказали что оригинал, а оказалось китайская подделка. В рекламе и по телефону менеджеры заявляли что по условиям доставки я имею право по приходу заказа предварительно перед оплатой осмотреть посылку, и могу отказаться от заказа, но сотрудники АО "Казпочта"отказались показывать содержимое, и потребовали полную оплату и оплату за доставку перед тем как отдать мне посылку. (Адрес АО "Казпочта" г. Шымкент, ул. Казыбек би дом №24 )Я заказал кроссовки, через неделю пришла посылка не из Москвы как обещали менеджеры, а из города Талдыкоргана. За это время я около десяти раз подтверждал свой заказ, мои звонки или игнорировали или сбрасывали. В итоге, вместо фирменных кроссовок производства Германии как сладко заявляли девущки менеджеры, в посылке были дешевые китайские кроссовки из кожзаменителя. При этом Ао "Казпочта" способствует аферистам и мошенникам в обмане граждан Казахстана. Проблема касательно не качественного товара от Китайского производителя. Мне нужна помощь в возврате моих средств оплаченных за некачественный товар. Можно ли добиться этого и проконсультируйте куда нужно обращаться за реальной помощью? Так как производитель не хочет возвращать мои деньги. Отказываюсь от посылки. Теперь вопрос: Как вернуть свои 19050 тенге? БИН фирмы 170340017434. ТОО "Sapar delivery" ул. Тауельсыздык д. 103. Алматинская обл., г. г. Талдыкорган, Казахстан, 040000 Тел. 7474134938. Его ни кто не поднимает. стоит автоответчик. Запись сообщения 1 мин. Оставил сообщение, уже 100 раз. Как я понял - это кидалово? ! Буду обращаться в суд, за своими правами! Есть ли управа этим мошенникам???
Ответ

Уважаемый Жасулан Нурсейтович! 

За обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (услуг) или иной обман потребителей предусматривается административная ответственность по статье 190 Кодекса РК «Об административных правонарушениях».

В соответствии с частью 1 статьи 685 КоАП органы внутренних дел рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренные частью 1 статьи 190 КоАП.

В этой связи, Вам необходимо обратиться в органы внутренних дел по месту заказа товара.  

21.09.2017
Пак Владимир Герасимович
Прошу проверить законность отключения исходящей связи на "другие сотовые операторы РК" оператором KCell по тарифному плану Престиж 2+ и аналогичным предоплаченным тарифам при достижении нулевого абонентского баланса и наличии остатка "предоплаченных" минут по упомянутому направлению. Поскольку в условиях тарифного плана Престиж 2+ и аналогичных тарифных планов с предоплаченным объемом услуг не указывается требование наличия положительного баланса у абонента для использования предоплаченного объема услуг, отключение исходящей связи по направлению "другие сотовые операторы РК" при наличии неиспользованного предоплаченного объема услуг и нулевом абонентском балансе, на мой взгляд, является признаком введение потребителей в заблуждение, а также признаком недобросовестной конкуренции. Кроме того, поскольку оператор принял оплату за определенный объем услуг, нулевой баланс, на мой взгляд, не может являться основанием для отказа в оказании этих услуг в предоплаченном абонентом объеме.
Ответ

Уважаемый Владимир Герасимович!

В соответствии с пунктом 26 Правил оказания услуг сотовой связи, утвержденных Приказом и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 24 февраля 2015 года № 171 (далее - Правила), оператор сотовой связи формирует тарифные планы, которые предлагаются абонентам. Перечень тарифных планов, условия их использования (сроки их действий или другие ограничения), включенные в них услуги сотовой связи и тарифы на них определяются оператором сотовой связи и доводятся до сведения абонентов доступными оператору сотовой связи способами.

Кроме того, согласно подпункту 10) пункта 22 Правил, оператор сотовой связи оказывает услуги сотовой связи в соответствии с условиями договора об оказании услуг сотовой связи и выбранного абонентом тарифного плана, доводит до абонентов необходимую информацию, в том числе о введении или изменении тарифных планов, оказываемых услугах, проведении акций, путем массовых рассылок коротких текстовых сообщений, без взимания за это платы с абонентов.

Вместе с этим, согласно подпункту 6) пункта 28 Правил, абонент вправе подать претензию на качество оказанных услуг сотовой связи, недостатки в работе служб и персонала оператора сотовой связи, на ошибки при расчетах.

В соответствии с подпунктом 8-1) пункта 1 статьи 8 Закона Республики Казахстан «О связи» (далее - Закон) к компетенции уполномоченного органа в области связи (Министерство информации и коммуникаций РК) относится, в том числе, проведение проверок соблюдения операторами связи правил оказания услуг связи.

Кроме того, в соответствии со статьей 216 Предпринимательского Кодекса Республики Казахстан (далее - Кодекс), антимонопольный орган, в пределах своих полномочий, расследует нарушения законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции и принимает по результатам расследования решение. Под расследованием понимаются мероприятия антимонопольного органа, направленные на сбор фактических данных, подтверждающих или опровергающих совершение нарушения законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции, в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Согласно пункту 2 статьи 216 Кодекса основанием для начала расследования является поступление в антимонопольный орган сведений о нарушении законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции, которыми, в том числе, являются материалы, поступившие от государственных органов, обращение физического и (или) юридического лица, сообщения средств массовой информации, поступившие в антимонопольный орган.

Вместе с этим, в Вашем письме отсутствуют подтверждающие материалы, указывающие на признаки нарушения законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции (возможная переписка по данному вопросу, аудиозапись, детализация счетов, иная информация, которая, по Вашему мнению, может быть принята во внимание антимонопольным органом), необходимые для изучения Комитетом.

В связи с чем, Комитет по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики Республики Казахстан (далее - Комитет) сообщает об отсутствии возможности рассмотреть действия АО «Кселл» на наличие или отсутствие в его действиях признаков нарушений законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции.

На основании изложенного, для рассмотрения действий АО «Кселл» на предмет соответствия законодательству Республики Казахстан в области защиты конкуренции, Вы можете официально обратиться в Комитет или его территориальное подразделение, с изложением имеющихся фактов и с приложением подтверждающих материалов, а также представить письменное согласие на доступ к служебной информации и сведениям о предоставляемых АО «Кселл» Вам услугах, для рассмотрения данного вопроса в рамках законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции по существу.

Контактные данные территориальных подразделений Комитета размещены на официальном сайте Комитета – www.kremzk.gov.kz.

Также сообщаем, что согласно статье 6 Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей» государственные органы, в пределах своей компетенции, рассматривают обращения физических или юридических лиц в сфере защиты прав потребителей, применяют меры ответственности к нарушителям законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей, осуществляют контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей и др.

Согласно подпункту 4) статьи 6 Закона основными задачами государственного регулирования и контроля за деятельностью в области связи являются, в том числе защита прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также национальных интересов государства.

В этой связи, по поднимаемым Вами вопросам Вы можете обратиться в уполномоченный орган в области связи – Министерство информации и коммуникаций РК.

Отмечаем что, в случае поступления на блог сведений о каких-либо правонарушениях, Генеральная прокуратура Республики Казахстан отмечает о необходимости рекомендовать адресату обратиться в установленном законом порядке.

12.09.2017
Мартынова Татьяна Валентиновна
Здравствуйте,пишу Вам повторно так как ответа не получила в течении месяца.Вопрос в следующем Купила в магазине кефир производства Фуд мастер в пластиковой бутылке.На бутылке стоит температура хранения +4градуса, на крышке если подсчитать от даты изготовления до окончания срока хранения 2месяца.Скажите пожалуйста на сколько правомерно указывать на маркировке слово кефир,если в ТР ТС на молочную продукцию под словом кефир должен находится натуральный продукт с живыми бактериями. Что я купила натуральный кефир или кефирный продукт?
Ответ

Уважаемая Татьяна Валентиновна! 

В соответствии с подпунктом 52) пункта 14 Положения Комитета охрана общественного здоровья Министерства здравоохранения Республики Казахстан, утвержденного приказом Ответственного секретаря Министерства здравоохранения Республики Казахстан от 6 марта 2017 года № 56, одной из функций Комитета охрана общественного здоровья Министерства здравоохранения Республики Казахстан является осуществление контроля и надзора за соблюдением требований, установленных техническими регламентами и нормативными документами по продукции и услугам, реализуемым потребителям, а также в области безопасности пищевой продукции на стадии ее реализации.

В этой связи, сообщаем, что по данному  вопросу необходимо обратиться в Комитета охраны общественного здоровья Министерства здравоохранения Республики Казахстан.

 

04.09.2017
Абишев Шапык Телманович
Добрый день! Ранее обращался, но почему-то не вижу своего вопроса на сайте. Суть вопроса в следующем: КСелл неоднократно списывает незаконно суммы с моего баланса, хотя на моем номере (+7 701 754 4484) стоит тариф "Престиж 3+" с абонентской платой 3950 тг. Списание сумм больше, чем абонентской, происходит вот уже в третьи раз. Не раз обращался к ним, но никаких доказательств не приводят, а обещают разобраться, однако, потом никто мне не звонит, деньги не возвращаются. Прошу помочь с таким беспределом КСелл.
Ответ

Уважаемый Шапык Телманович!

В соответствии с пунктом 26 Правил оказания услуг сотовой связи, утвержденных Приказом и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 24 февраля 2015 года № 171 (далее - Правила), оператор сотовой связи формирует тарифные планы, которые предлагаются абонентам. Перечень тарифных планов, условия их использования (сроки их действий или другие ограничения), включенные в них услуги сотовой связи и тарифы на них определяются оператором сотовой связи и доводятся до сведения абонентов доступными оператору сотовой связи способами.

Кроме того, согласно подпункту 10) пункта 22 Правил, оператор сотовой связи оказывает услуги сотовой связи в соответствии с условиями договора об оказании услуг сотовой связи и выбранного абонентом тарифного плана, доводит до абонентов необходимую информацию, в том числе о введении или изменении тарифных планов, оказываемых услугах, проведении акций, путем массовых рассылок коротких текстовых сообщений, без взимания за это платы с абонентов.

Вместе с этим, согласно подпункту 6) пункта 28 Правил, абонент вправе подать претензию на качество оказанных услуг сотовой связи, недостатки в работе служб и персонала оператора сотовой связи, на ошибки при расчетах.

В соответствии с подпунктом 8-1) пункта 1 статьи 8 Закона Республики Казахстан «О связи» (далее - Закон) к компетенции уполномоченного органа в области связи (Министерство информации и коммуникаций РК) относится, в том числе, проведение проверок соблюдения операторами связи правил оказания услуг связи.

Кроме того, в соответствии со статьей 216 Предпринимательского Кодекса Республики Казахстан (далее - Кодекс), антимонопольный орган, в пределах своих полномочий, расследует нарушения законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции и принимает по результатам расследования решение. Под расследованием понимаются мероприятия антимонопольного органа, направленные на сбор фактических данных, подтверждающих или опровергающих совершение нарушения законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции, в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Согласно пункту 2 статьи 216 Кодекса основанием для начала расследования является поступление в антимонопольный орган сведений о нарушении законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции, которыми, в том числе, являются материалы, поступившие от государственных органов, обращение физического и (или) юридического лица, сообщения средств массовой информации, поступившие в антимонопольный орган.

Вместе с этим, в Вашем письме отсутствуют подтверждающие материалы, указывающие на признаки нарушения законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции (возможная переписка по данному вопросу, аудиозапись, детализация счетов, иная информация, которая, по Вашему мнению, может быть принята во внимание антимонопольным органом), необходимые для изучения Комитетом.

В связи с чем, Комитет по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики Республики Казахстан (далее - Комитет) сообщает об отсутствии возможности рассмотреть действия АО «Кселл» на наличие или отсутствие в его действиях признаков нарушений законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции. 

На основании изложенного, для рассмотрения действий АО «Кселл» на предмет соответствия законодательству Республики Казахстан в области защиты конкуренции, Вы можете официально обратиться в Комитет или его территориальное подразделение, с изложением имеющихся фактов и с приложением подтверждающих материалов, а также представить письменное согласие на доступ к служебной информации и сведениям о предоставляемых АО «Кселл» Вам услугах, для рассмотрения данного вопроса в рамках законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции по существу.

Контактные данные территориальных подразделений Комитета размещены на официальном сайте Комитета – www.kremzk.gov.kz.

Также сообщаем, что согласно статье 6 Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей» государственные органы, в пределах своей компетенции, рассматривают обращения физических или юридических лиц в сфере защиты прав потребителей, применяют меры ответственности к нарушителям законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей, осуществляют контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей и др.

Согласно подпункту 4) статьи 6 Закона основными задачами государственного регулирования и контроля за деятельностью в области связи являются, в том числе защита прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также национальных интересов государства.

В этой связи, по поднимаемым Вами вопросам Вы можете обратиться в уполномоченный орган в области связи – Министерство информации и коммуникаций РК.

Отмечаем что, в случае поступления на блог сведений о каких-либо правонарушениях, Генеральная прокуратура Республики Казахстан отмечает о необходимости рекомендовать адресату обратиться в установленном законом порядке.

01.09.2017
Каким Жания
Добрый день! Я проживаю на улице Кызылкеныш Сарыаркинский район город Астана. На нашей улице постоянно забиваются колодцы центральной канализации. При этом нечистоты идут в наши дома. Мы их чистили своими силами вызывали машины платили деньги и колодцы прочищали. Но мы платим Горводоканалу за канализацию в ЕРЦ. Почему тогда при обращении на 109 данный вопрос не могут решить уже в течении трёх дней? Почему на 109 операторы говорят, что сети канализации относятся на баланс Казавтодора? В связи с изложенным, Прошу вас дать мне ответы на следующие вопросы: На чьём балансе находятся данные центральные канализационные сети? Кто отвечает за чистку данных сетей?Нечистоты накапливаются чуть ли не каждый месяц. Куда звонить в случае выливания нечистот на центральную улицу? И соответственно выливания их в наших домах???
Ответ

Уважаемая Жания!

Поднимаемые в Вашем обращении вопросы требуют детального рассмотрения.

Регулирование деятельности субъектов естественных монополий оказывающих регулируемые услуги по городу Астана осуществляет территориальный Департамент Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики Республики Казахстан по городу Астана (далее – Департамент).

В этой связи, Вам необходимо в установленном законодательством порядке обратиться с письменным обращением (с указанием адреса проживания и  приложением подтверждающих документов) в Департамент по адресу: г.Астана, ул. Ташенова, 25, тел: 8 (7172) 56-81-33.

31.08.2017
Кириллов Денис Юрьевич
Здравствуйте. В соответствии с подпунктом 4) статьи 7 Закона Республики Казахстан «О естественных монополиях и регулируемых рынках» (далее - Закон), субъект естественной монополии обязан осуществлять закупки услуг (товаров, работ), затраты на которые учитываются при утверждении тарифа (цены, ставки сбора) или его предельного уровня и тарифных смет на регулируемые услуги (товары, работы) субъекта естественной монополии, в соответствии с Правилами закупок субъектами естественных монополий товаров, работ и услуг, затраты на которые учитываются при утверждении тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней и тарифных смет на регулируемые услуги, утвержденными приказом министра национальной экономики Республики Казахстан от 20 января 2015 года № 18 (далее - Правила). Пункт 81 Правил устанавливает случаи закупки из одного источника, без применения тендера, в том числе, когда закупаемые товары, работы и услуги имеются в наличии у субъекта рынка, занимающего монопольное положение на определенном товарном рынке (подп.1) п.81 Правил). В соответствии с пунктом 7 статьи 172 Предпринимательского Кодекса РК, монопольным признается положение субъектов естественной монополии, государственной монополии, а также субъектов рынка, занимающих стопроцентную долю доминирования на соответствующем товарном рынке (субъекты, занимающие монопольное положение). Если определение положения (статуса) субъектов естественной монополии, государственной монополии можно определить на основании выписки из реестра, закона, соответственно, – то на основании каких документов или нормативного акта можно определить положение (статус) субъекта рынка, занимающего стопроцентную долю доминирования на соответствующем товарном рынке? Ранее, до 1 января 2017 года подтверждением того, что субъект рынка занимает доминирующее или монопольное положение на регулируемых рынках являлись данные Государственного реестра субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение на регулируемых рынках (далее – Реестр). В связи с отменой Реестра, в целях надлежащего исполнения норм Правил, возникает вопрос: 1. При закупке из одного источника, когда закупаемые товары, работы и услуги имеются в наличии у субъекта рынка, занимающего монопольное положение на определенном товарном рынке (субъекта рынка, занимающего стопроцентную долю доминирования на соответствующем товарном рынке) – какими документами должно подтверждаться положение такого субъекта рынка?
Ответ

Здравствуйте!

Согласно подпункту 1) пункта 81 Правил закупок субъектами естественных монополий товаров, работ и услуг, затраты на которые учитываются при утверждении тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней и тарифных смет на регулируемые услуги, утвержденные приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 20 января 2015 года № 18 (далее - Правила), закупки из одного источника – это способ закупок без применения тендера и проводятся только в случаях когда закупаемые товары, работы и услуги имеются в наличии только у потенциального поставщика, являющегося субъектом естественной монополии, или какой-либо субъект рынка является единственным потенциальным поставщиком соответствующего вида товара, работ и услуг, или закупаемые товары, работы и услуги имеются в наличии только у субъекта рынка, занимающего монопольное положение на определенном товарном рынке, или какой-либо конкретный потенциальный поставщик обладает исключительными правами в отношении данных товаров, работ и услуг.

В соответствии с подпунктом 1) пункта 82 Правил, документом подтверждающим необходимость закупки в связи с тем, что потенциальный поставщик является единственным потенциальным поставщиком соответствующих однородных товаров, работ, услуг является заключение соответствующего компетентного органа о необходимости закупки заказчиком данных товаров, работ, услуг, выданное не позднее одного года на день проведения закупки, документы, подтверждающие, что данный поставщик является единственным потенциальным поставщиком соответствующих товаров, работ, услуг.

Из подпункта 4) пункта 3 Правил следует, что компетентным органом является государственный орган, осуществляющий руководство соответствующей отраслью (сферой) государственного управления.

В этой связи, для получения заключения, что потенциальный поставщик обладает исключительными правами Вам необходимо обратиться в соответствующий государственный орган, осуществляющий руководство соответствующей отраслью (сферой) государственного управления.

Компетентным органом, регулирующим общественные отношения в сфере естественных монополий, является Комитет по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министра национальной экономики Республики Казахстан (далее - Комитет).

В этой связи, Вам необходимо официально обратится в Комитет для получения подтверждения, что поставщик является субъектом естественных монополий соответствующих товаров, работ, услуг.

Вместе с тем, государственный реестр субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение на регулируемых рынках  (далее - Реестр) действовал до 1 января 2017 года. Так, в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан, с 1 января 2017 года формирование и ведение Реестра, а также государственное ценовое регулирование на регулируемых рынках, предусмотренных Законом РК
«О естественных монополиях и регулируемых рынках», отменено.

Следовательно, подтверждение, что поставщик является субъектом рынка, занимающим доминирующее или монопольное положение на регулируемых рынках, Комитетом не предоставляется.

31.08.2017
Шукаев С.А.
Как можно получить информацию следующего содержания... В связи со сменой состава Участников предприятия имеющего лицензию на вид деятельности "покупка электроэнергии с целью энергоснабжения" хотели бы сменить название предприятия. Что наверняка предполагает смену Государственной лицензии на указанный вид деятельности. Как эту процедуру осуществить? Какие документы надо готовить?
Ответ

Здравствуйте!

В соответствии с подпунктом 4) пункта 1 статьи 33 Закона Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях», лицензия и (или) приложение к лицензии подлежат переоформлению в следующих случаях изменения наименования и (или) места нахождения юридического лица-лицензиата.

Для переоформления лицензии вам необходимо представить перечень документов указанных в пункте 9 Стандарта государственной услуги "Выдача лицензии на деятельность по покупке электрической энергии в целях энергоснабжения", утвержденных приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 20 марта 2015 года № 245.

30.08.2017
Гарницкий Олег Эдуардович
Прошу Вас, объяснить мне, на основании каких НПА или пунктов законов я могу оплачивать электроэнергию как бытовой потребитель по средне утверждённому тарифу для услугодателя, а не дифференцированному тарифу по норме потребления для физических лиц? Выдержка из Вашего ответа: - "Уважаемыая Гульзипа Тайжановна! В соответствии с принятым Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам электроэнергетики» от 11 июля 2017 года № 89 отменена дифференциация тарифов на электроэнергию по зонам суток для всех категорий потребителей (физических и юридических лиц). .... а юридические лица – по отпускному тарифу для данной группы без дифференциации по зонам суток.
Ответ

Уважаемый Олег Эдуардович!

24 июля текущего года введен в действие Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам электроэнергетики» от 11 июля 2017 года № 89 –VI, норма которого отменяет дифференциацию тарифов на электроэнергию по зонам суток для всех категорий потребителей (физических и юридических лиц).

Согласно пункту 1 статьи 18 Закона Республики Казахстан «Об электроэнергетике» (далее – Закон) энергоснабжающие организации не вправе отказывать потребителям в реализации (продаже) электрической энергии по тарифам, дифференцированным в зависимости от объемов (для физических лиц) потребляемой электрической энергии.

Из содержания данной нормы следует, что физические лица вправе оплачивать услуги электроснабжения как по тарифам, дифференцированным в зависимости от объемов (для физических лиц) потребляемой электрической энергии, так и по отпускному тарифу для физических лиц.

При этом согласно пункту 1-1 указанной статьи Закона энергоснабжающие организации заключают типовой договор электроснабжения, в том числе для бытовых потребителей.

Типовой договор электроснабжения утвержден приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 20 марта 2015 года № 233.

Так, согласно пункту 12 Типового договора расчеты потребителей за предоставленную им электрическую энергию производятся по тарифам, установленным в соответствии с законодательством о естественных монополиях. Введение в действие новых тарифов осуществляется после предварительного уведомления потребителей через средства массовой информации и не является основанием для перезаключения данного Договора.

23.08.2017
Наиля Ботанова
Добрый день, заключен дилерский договор с одной из производственной компанией, то есть в соответствии с предпринимательским кодексом относится к вертикальным соглашениям. Договор содержит деление территории на торговые зоны, обязательства дилера по выбору определенного объема товара, запрет на реализацию товара конкурента, а также предоставление скидок и бонусов в случае выполнения плана объема продаж. Хотела бы узнать у Вас насколько законны указанные требования? Исходя из смысла ст. 169 ПК, дилерское соглашение не законно только в части запрета на реализацию товаров конкурента. Также в научно-практическим комментарии к Предпринимательскому кодексу РК (раздел 4 «Экономическая конкуренция») указано, что вертикальные соглашения, которые приводят к последствиям, предусмотренным ч.1 п.1 ст. 169 ПК РК являются недействительными с момента их заключения только в том случае если заключены между производителем и дилером, который одновременно производит взаимозаменяемый товар, т.е. фактически участвует в конкуренции с производителем. Дилер не является одновременно производителем. Исходя из изложенного, не могли бы вы ответить на следующие вопросы: 1. Является ли законным наличие условия об обязательном выборе определенного объема товара (план продаж)? 2. Является ли законным наличие условия о разделе территории между дилерами? Принимая во внимание, что в смысле ст. 169 ПК РК соглашение является вертикальным? 3. Является ли законным наличие условия о запрете реализовывать товар конкурента? 4. Является ли законным наличие условия о предоставлении скидок и бонусов дилеру, принимая во внимание, что что в смысле ст. 169 ПК РК соглашение является вертикальным?
Ответ

Уважаемая Наиля Ботанова!

В соответствии с пунктом 2 статьи 168 Кодекса антиконкурентные соглашения между неконкурирующими субъектами рынка, один из которых приобретает товар, а другой предоставляет товар или является его потенциальным продавцом (поставщиком), являются вертикальными.

По вопросам 1 и 4

В целом статьей 169 Кодекса не предусмотрены нормы, регламентирующие или запрещающие предоставление скидок и бонусов, а также установление определенных объемов продаж.

В тоже время, в соответствии с подпунктом 1) пункта 3 статьи 169 Кодекса, запрещаются и признаются недействительными полностью или частично в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, достигнутые в любой форме соглашения между субъектами рынка, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции, в том числе касающиеся установления или поддержания дискриминационных условий к равнозначным договорам с другими субъектами рынка.

При этом, в соответствии со статьей 174 Кодекса, запрещаются действия (бездействие) субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение, которые привели или приводят к ограничению доступа на соответствующий товарный рынок, недопущению, ограничению и устранению конкуренции и (или) ущемляют законные права субъекта рынка или неопределенного круга потребителей, в том числе такие действия как:

- применение разных цен либо разных условий к равнозначным соглашениям с субъектами рынка или потребителями без объективно оправданных на то причин, в том числе, когда это обусловлено разными затратами на производство, реализацию и доставку товара, недискриминационным применением системы скидок, учитывающей объемы продаж, условия оплаты, сроки действия договора;

- создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим субъектам рынка.

По вопросу 2

Подпунктом 5 пункта 3 статьи 169 Кодекса запрещаются и признаются недействительными полностью или частично в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, достигнутые в любой форме соглашения между субъектами рынка, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции, в том числе касающиеся ограничения доступа на товарный рынок или устранения с него других субъектов рынка в качестве продавцов (поставщиков) определенных товаров или их покупателей.

При этом, запреты, установленные частью первой данного пункта, не распространяются на вертикальные соглашения, если доля субъекта (субъектов) рынка на одном из рассматриваемых товарных рынков не превышает двадцати процентов, либо являющиеся договорами государственно-частного партнерства, в том числе договорами концессии, комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга).

По вопросу 3

В соответствии с подпунктом 2) пункта 3 статьи 169 Кодекса запрещаются вертикальные соглашения между субъектами рынка, в том числе если таким соглашением предусмотрено обязательство покупателя (заказчика) не продавать товар субъекта рынка, который является конкурентом продавца. Такой запрет не распространяется на соглашения об организации покупателем продажи товаров под товарным знаком либо иным средством индивидуализации продавца или производителя.

При этом, дополнительно отмечаем, что согласно разъяснению Генеральной Прокуратуры Республики Казахстан (далее – ГП РК) от 21 декабря 2010 года № 8008, в соответствии со статьей 1 Закона Республики Казахстан «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» (далее - Закон) обращения, по которым невозможно установить авторство, отсутствует подпись, в том числе электронная цифровая подпись, почтовый адрес заявителя, относятся к категории анонимных обращений, которые не подлежат рассмотрению.

В случае поступления на блог сведений о каких-либо правонарушениях, ГП РК отмечает о необходимости рекомендовать адресату обратиться в установленном законом порядке.

В этой связи, в целях рассмотрения Вашего обращения по существу, Вам необходимо обратиться официально в Департамент Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей по месту нахождения, с указанием в обращении данных предусмотренных статьей 6 Закона, с приложением всех подтверждающих документов.