Флаг
Герб

Комитет по регулированию естественных монополий,
защите конкуренции и прав потребителей
Министерства национальной экономики Республики Казахстан

Официальный интернет ресурс

010000 Астана, проспект Мангилик Ел 8, подъезд 4
Телефон канцелярии: +7 (7172) 74-96-38, 74-95-06
Факс: +7 (7172) 74-94-60
E-mail: k.kensekremzk@economy.gov.kz
Телефон доверия: +7 (7172) 74-99-71

Архив новостей

Справочная информация по областям

e96b9ea0e5b67170d51d7342eeb3153f.png

Ваше мнение

Прозрачность процесса тарифного регулирования

Вопросы и ответы

Прежде чем задать вопрос, ознакомьтесь с Памяткой для посетителей сайта.

Все вводимые Вами данные конфиденциальны и не подлежат распространению или передаче третьим лицам.

Задать вопрос
25.07.2017
Айтлесова Гульзипа Тайжановна
в связи с ведением в действие Закона РК "О внесении в изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам электроэнергетики" от 11.07.17г № 89-VI вправе ли энергоснабжающая организация отказать потребителю- юридическому лицу в дифференциации тарифов на электрическую энергию (ч.2 п.1 ст. 18 Закона " Об электроэнергетике). И будут ли внесены изменения в Правила дифференциации в соответствии с указанным Законом .
Ответ

Уважаемыая Гульзипа Тайжановна!

В соответствии с принятым Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам электроэнергетики» от 11 июля 2017 года № 89 отменена дифференциация тарифов на электроэнергию по зонам суток для всех категорий потребителей (физических и юридических лиц).
При этом, физические лица оплачивают за потребленную электроэнергию по тарифам в зависимости от объемов ее потребления, а юридические лица – по отпускному тарифу для данной группы без дифференциации по зонам суток.
Данный Закон введен в действие с 24 июля 2017 года и обратной силы не имеет.
В настоящее время, Комитетом вносятся соответствующие изменения в приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий от 20 февраля 2009 года № 57-ОД "Об утверждении Правил дифференциации энергоснабжающими организациями тарифов на электрическую энергию по зонам суток и (или) в зависимости от объемовее потребления физическими лицами".

21.07.2017
Жаркова Елена Владимировна
Компания-нерезидент Казахстана планирует приобрести долю в размере 99,9% в уставном капитале ТОО. Совокупная балансовая стоимость активов приобретателя и этого планируемого к приобретению ТОО превышает десятимиллионнократный размер месячного расчетного показателя, то есть 22 690 000 тыс. тенге. Совокупный объем выручки приобретателя и этого планируемого к приобретению ТОО НЕ превышает десятимиллионнократный размер месячного расчетного показателя. Нужно ли в данном случае получать согласие Антимонопольного органа на совершение данной сделки? Согласно п. 3 ст. 201 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан: 3. Согласие антимонопольного органа на осуществление сделок (действий), указанных в подпунктах 1), 2) и 3) пункта 1 настоящей статьи, либо его уведомление о сделках, указанных в подпунктах 4) и 5) пункта 1 настоящей статьи, требуется в случаях, если совокупная балансовая стоимость активов реорганизуемых субъектов рынка (группы лиц) или приобретателя (группы лиц), а также субъекта рынка, акции (доли участия в уставном капитале, паи) с правом голоса которого приобретаются, или их совокупный объем реализации товаров за последний финансовый год превышает десятимиллионнократный размер месячного расчетного показателя, установленный на дату подачи ходатайства (уведомления). Означает ли союз ИЛИ между двумя условиями для получения согласия, что наличие одного из этих условий уже достаточно для возникновения обязанности получения согласия антимонопольного органа?
Ответ

Уважаемая Елена Владимировна!

В соответствии с подпунктом 2) пунктом 1 статьи 201 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс), экономической концентрацией признается приобретение лицом (группой лиц) голосующих акций (долей участия в уставном капитале, паев) субъекта рынка, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами указанных акций (долей участия в уставном капитале, паев), если до приобретения такое лицо (группа лиц) не распоряжалось (не распоряжалась) акциями (долями участия в уставном капитале, паями) данного субъекта рынка или распоряжалось пятьюдесятью или менее процентами голосующих акций (долей участия в уставном капитале, паев) указанного субъекта рынка.

Данное требование не распространяется на учредителей юридического лица при его создании.

Согласно пункту 3 статьи 201 Кодекса, согласие антимонопольного органа на осуществление сделок (действий), указанных в подпунктах 1), 2) и 3) пункта 1 настоящей статьи, либо его уведомление о сделках, указанных в подпунктах 4) и 5) пункта 1 настоящей статьи, требуется в случаях, если совокупная балансовая стоимость активов реорганизуемых субъектов рынка (группы лиц) или приобретателя (группы лиц), а также субъекта рынка, акции (доли участия в уставном капитале, паи) с правом голоса которого приобретаются, или их совокупный объем реализации товаров за последний финансовый год превышает десятимиллионнократный размер месячного расчетного показателя, установленный на дату подачи ходатайства (уведомления).

Группа лиц приобретателя определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 165 Кодекса.

На основании изложенного, Комитет сообщает, что выполнение одного из условий, обозначенных в пункте 3 статьи 201 Кодекса уже является достаточным основанием для согласования экономической концентраций с антимонопольным органом.

Вместе с тем, согласно пункту 6 статьи 200 Кодекса, экономическая концентрация, совершенная без согласия антимонопольного органа, которая привела к установлению монопольного положения субъекта рынка или группы лиц и (или) ограничению конкуренции, может быть признана судом недействительной по иску антимонопольного органа.

Государственная регистрация, перерегистрация субъекта рынка, прав на недвижимое имущество, осуществленные в нарушение настоящей статьи, могут быть признаны в судебном порядке незаконными и отменяются по иску антимонопольного органа.

20.07.2017
Ахметов Н
ДД у меня такой вопрос как Вы знаете АО «ИнтергазЦентральнаяАзия» (далее – ИЦА) эксплуатирует газораспределительные газопроводы и сооружении на них, а также газоотводы и автоматизированные газораспределительные станции находящийся на балансе АО «КазтрансГазАймак» (далее – КТГА). ИЦА несет огромные колоссальные миллиардные убытки в процессе эксплуатации объектов КТГА. Допускается ли понесения убытков по Закону о «Естественных монополий» по основной и неосновной деятельности ИЦА. Не приведет ли это к повышению тарифа за транспортировку газа по магистральному газопроводу, чтобы покрыть вышеназванные убытки. Если ИЦА повысит тариф за вышеназванную транспортировку, то естественно и КТГА повысится тариф на свой услуги
Ответ

Комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства национальной экономики Республики Казахстан, рассмотрев Ваше обращение, сообщает, что для детального рассмотрения обращения Вам необходимо в установленном законодательством порядке с письменным обращением (подписанным руководителем на официальном бланке организации).

20.07.2017
Иван Иванов
ДД У меня такой вопрос имеют ли право по закону Кызылординский производственный филиал АО "Казтрансгазаймак" (далее – КПФ) при заключении договора на реализацию товарного газа с индивидуальными предпринимателями занимающими ресторанным бизнесом (далее – ИП) "навязывать" сколько помесячно должен потреблять объемы газа ИП, если у ИП стоит газовый счетчик. Если ИП больше или меньше потребляет газа согласно графика потребления, то на ИП налагается штрафные санкции. Если ИП не согласен с "навязыванием" графиком потребления товарного газа, то КПФ пользуясь монопольным положением отключают от газоснабжения и приходится отправлять без содержания работников. Неужели нет никаких рычагов давления на этого монополиста, они этими штрафными санкциями убивают малый бизнес которым трудятся десятки тысяч людей.
Ответ

 

Уважаемый Иван Иванов!

 

  Ваш вопрос касается регулирования деятельности юридического лица, оказывающего услуги на территории Кызылординской области.

В этой связи, для более детального рассмотрения поставленных вопросов, Вам необходимо в установленном законодательством порядке с письменным обращением обратиться в Департамент Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики Республики Казахстан по Кызылординской области.

Контакты:  Кызылординская область, г. Кызылорда,  ул.  Жахаева, 71, 
тел: 8 (7242) 26-23-67.

 

 

 

20.07.2017
Алия
В сити центре купилп очки. Прошло 1.5 месяца Стерлось зеркальное напыление. Пришла в бутик хозяйка сказала докажи что я виновата очки стоят 10000.купила за такую сумму чтоб носить долго. Подскажите где жкспертиза находится? Что делать?
Ответ

Уважаемая Алия!

 

Касательно обмена или возврата товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества

Согласно подпункту 7) статьи 7 Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей» (далее - Закон) потребители имеют право на обмен или возврат товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества.

В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Закона в случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления им требования о его замене продавец (изготовитель) обязан заменить его незамедлительно, а при необходимости дополнительной проверки (экспертизы) качества товара продавцом (изготовителем) – в течение тридцати календарных дней с момента предъявления соответствующего требования.

Товар ненадлежащего качества должен быть заменен на новый аналогичный товар, то есть на товар, не бывший в употреблении.

Если у продавца (изготовителя) в момент предъявления требования отсутствует необходимый для замены товар, замена должна быть проведена в течение десяти календарных дней со дня предъявления такого требования.

Стоимость дополнительной проверки (экспертизы) качества товара оплачивается продавцом (изготовителем). Если в результате проверки (экспертизы) товара установлено, что недостатки товара отсутствуют или возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения им установленных правил использования, хранения или действий третьих лиц либо непреодолимой силы, потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю) расходы на проведение проверки (экспертизы), а также связанные с ее проведением расходы на транспортировку товара.

Потребитель вправе принять участие в проверке качества и проведении экспертизы товара лично или через своего представителя, а также провести проверку (экспертизу) товара за свой счет.

При замене товара (комплектующего изделия) гарантийный срок исчисляется заново со дня передачи его потребителю, если иное не предусмотрено договором.

Вместе с тем, отмечаем, что указанные в Вашем обращении вопросы относятся к гражданско-правовым отношениям.

Согласно пункту 2 статьи 9 Гражданского кодекса Республики Казахстан (далее  – ГК), обращение за защитой нарушенного права к органу власти или управления не препятствует обращению в суд с иском о защите права, если законодательными актами не предусмотрено иное.

В соответствии со статьей 4 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан (далее – ГПК), задачами гражданского судопроизводства являются защита и восстановление нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, государства и юридических лиц, соблюдение законности в гражданском обороте и публично-правовых отношениях, содействие мирному урегулированию спора, предупреждение правонарушений и формирование в обществе уважительного отношения к закону и суду.

В соответствии с требованиями статьи 7 ГПК,  правосудие по гражданским делам осуществляется только судом по правилам, установленным ГПК.

Кроме того, принимая во внимание требования пункта 6 статьи 8 ГПК, Вам необходимо, согласно статье 22 Закона, обратиться с претензией к продавцу товара об устранении нарушений прав и законных интересов и возмещении причиненного этими нарушениями убытка (вреда) в добровольном порядке.

Если в течение десяти календарных дней продавец (изготовитель, исполнитель) не даст ответа на претензию или откажется устранить нарушения и возместить в добровольном порядке причиненный убыток (вред), Вы вправе обратиться в суд самостоятельно либо через общественные объединения потребителей.

При этом, согласно пункту 1 статьи 17 Закона Республики Казахстан  «Об административных процедурах», решение, принятое по обращению, может быть обжаловано Вами в вышестоящий государственный орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

 

 

20.07.2017
Тунгишбеков Сапарали
Разрешена ли установка водомерного счетчика Арзамаского завода в Шымкенте РК
Ответ

Уважаемый Сапарали!

Согласно подпункту 8-3) статьи 37-1 Водного кодекса Республики Казахстан уполномоченный орган в области коммунального хозяйства разрабатывает и утверждает правила выбора, монтажа и эксплуатации приборов учета воды в системах водоснабжения и водоотведения.

Приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 28 августа 2015 года № 621 утверждена «Правила выбора, монтажа и эксплуатации приборов учета воды в системах водоснабжения и водоотведения».

При этом, согласно пункта 3. статьи 60 Закона Республики Казахстан «О правовых актах» официальное разъяснение нормативных правовых актов дают уполномоченные органы или должностные лица, их принявшие (издавшие).

В этой связи, по вопросу разрешена ли установка водомерного счетчика Арзамаского завода в Шымкенте РК вам необходимо обратиться в Комитет по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан.

17.07.2017
Айман
ТОО оказывает регулируемые услуги водоснабжения и водоотведения по предельным уровням тарифов, утвержденных на долгосрочный период 2016-2020 годов. На этот же период утверждены инвестиционные программы по каждому виду услуг, источниками финансирования определены собственные средства субъекта. В текущем году фактический доход по услугам водоотведения прогнозируется в значительно меньшей сумме, чем учтено в тарифной смете, в связи со снижением объемов реализации услуг водоотведения и увеличением себестоимости услуг. В связи с этим возникнет недостаток собственных средств для исполнения инвестиционной программы. В тоже время, по услуге водоснабжения имеет место экономия по статьям затрат тарифной сметы. В соответствии с пунктом 5-2) статьи 6 Закона РК «О естественных монополиях» субъект вправе самостоятельно распоряжаться недоиспользованной частью затрат, заложенных в тарифной смете, возникшей в результате экономии затрат в связи с применением более эффективных методов и технологий, реализацией плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, разработанного по итогам энергоаудита, проведением мероприятий по снижению нормативных технических потерь или сокращением объемов оказываемых регулируемых услуг по причинам, не зависящим от субъекта естественной монополии, или результатам проведения конкурсных (тендерных) процедур. Вопрос: Поскольку субъект оказывает одновременно два вида регулируемых услуг водоснабжения и водоотведения, возможно ли направление недоиспользованной части затрат, заложенных в тарифной смете по регулируемым услугам водоснабжения, на финансирование мероприятий инвестиционной программы по регулируемым услугам водоотведения. Прошу дать развернутый ответ.
Ответ

Уважаемая Айман!
Поднимаемые в обращении вопросы носят характер взаимодействия регулирующего органа и субъекта естественной монополии.
При этом, в обращении отсутствует информация о названии субъекта естественных монополий, оказываемых им услугах и включении в Государственный регистр субъектов естественных монополий.
В этой связи, в целях детального рассмотрения изложенных вопросов и предоставления исчерпывающего ответа, Вам необходимо обратиться в
Комитет по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики Республики Казахстан (далее – Комитет) либо в соответствующий территориальный Департамент Комитета с официальным письмом на бланке организации.

16.07.2017
Барабаш Наталья Валерьевна
Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, что думает антимонопольный орган РК о том факте, что все возможности для прокладки кабелей связи через канализационные системы принадлежат безраздельно АО "Казахтелеком", который волен устанавливать свои тарифы для других операторов связи, желающих воспользоваться этими каналами? Тарифы эти таковы, что в большинстве случаев компании-провайдеры предпочитают подвести кабель воздушным путем, а в результате весь Алматы опутан паутиной свисающих отовсюду кабелей, словно резиденция Человека-Паука! Наш зеленый, красивый город изуродован этой сетью только лишь потому, что один монополист не в состоянии совладать со своими аппетитами! Не знаю, как обстоят с этим дела в других городах РК, но предполагаю, что точно так же. Почему вместо того, чтобы смотреть из окна на горы, я должна "любоваться" кабелем, перечеркивающим прекрасный вид? Компания-провайдер, администрация нашего ЖК - все ссылаются на Казахтелеком, который "не пускает" других провайдеров в канализацию и не дает подвести кабели по-человечески, снизу. Просто посчитайте, сколько у нас провайдеров интернета и кабельного ТВ - примерно столько кабелей свисает с каждого жилого дома в Алматы. Почему никого это не волнует? С уважением и с надеждой на понимание.
Ответ

В настоящее время, АО «Казахтелеком» является субъектом естественной монополии и состоит в Республиканском разделе Государственного регистра субъектов естественных монополий по услуге предоставления в имущественный найм (аренду) или пользование кабельной канализации. Тарифы на услуги телекоммуникаций, оказываемые в условиях естественной монополии, регулируются в соответствии с Законом Республики Казахстан «О естественных монополиях» и Законом Республики Казахстан «О связи» и утверждаются уполномоченным органом в области связи – Министерством информации и коммуникаций Республики Казахстан (далее - Министерство).
В соответствии с пунктом 114 Правил предоставления равных условий доступа к регулируемым услугам (товарам, работам) в сфере естественных монополий, утвержденных приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 29 декабря 2014 года № 175 (далее - Правила), субъект естественной монополии (далее - Субъект) обеспечивает беспрепятственный и недискриминационный доступ к услуге по предоставлению в пользование телефонной канализации для всех целей при условии выполнения потребителями требований технических условий Субъекта, наличия у Субъекта технической возможности предоставления услуг потребителям.
Согласно пункту 109 Правил, взаимоотношения между Субъектом и потребителем строятся на договорной основе с учетом тарифов (цен, ставок сборов), утвержденных ведомством уполномоченного органа в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о естественных монополиях.
Пунктом 3 Правил предоставления в пользование кабельной канализации, утвержденных приказом и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 28 января 2016 года № 120, определено, что услуги по предоставлению в пользование кабельной канализации оказываются на равных условиях доступа всем категориям арендаторов кабельной канализации в соответствии с Правилами.
Вместе с этим, в соответствии с пунктом 6 статьи 27 Закона Республики Казахстан «О телерадиовещании» (далее – Закон) для прокладки кабельных сетей в жилых домах объекты инженерной инфраструктуры предоставляются на равных условиях всем операторам кабельного телерадиовещания в случае, если позволяют технические возможности.
Согласно пункту 2 статьи 5 Закона государственный контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о телерадиовещании осуществляется уполномоченным органом в области телерадиовещания и уполномоченным органом в области технического сопровождения телерадиовещания.
При этом, полагаем, что, в случае отсутствия технической возможности, теле-, радиокомпании и операторы телерадиовещания для распространения и трансляции теле-, радиоканалов вправе использовать существующие сети телекоммуникаций на условиях заключенного договора.
Следует отметить, что согласно пункту 2 статьи 14 Закона, в случае использования сетей телерадиовещания для распространения услуг телекоммуникаций (передачи данных, доступа к сети Интернет, телематических услуг, услуг местной телефонной связи и других), владелец указанных сетей осуществляет деятельность на основании лицензии в области связи.
В соответствии с подпунктом 7) статьи 90-6 Предпринимательского Кодекса Республики Казахстан антимонопольный орган предупреждает и устраняет злоупотребления доминирующим или монопольным положением на соответствующем товарном рынке, за исключением нарушений, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о естественных монополиях.
На основании вышеизложенного, рекомендуем Вам обратиться в уполномоченный орган, осуществляющий государственный контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о телерадиовещании, а также осуществляющий регулирование и контроль в сферах естественных монополий в области телекоммуникаций, либо, в случае заинтересованности других провайдеров, обратиться с соответствующим заявлением к владельцу сетей, расположенных в вашем доме.

12.07.2017
Серикбергенова Айша
Добрый день. Прошу разъяснить ситуацию с запретом проноса еды на территорию аквапарков. В прошлом году два аквапарка г. Алматы были оштрафованы за незаконность запрета проноса еды и напитков. Ибо это противоречит Статье 183 Предпринимательского Кодекса РК (Реализация товора/услуги с принудительным ассортиментом). 11.07.2017 база с аквапарком "TREE OF LIFE" города Актау отказало в проносе своей еды, за исключением фруктов и продуктов детского питаеия. Причину запрета объяснить не смогли, "не положено". Разве данный запрет не является нарушением Статьи 183?
Ответ

Уважаемая Айша!
По вопросу законности отказа в проносе своей еды на территорию базы с аквапарком "TREE OF LIFE" города Актау, сообщаем, что блоги руководителей государственных органов являются лишь платформой для интерактивного общения руководителей государственных органов с широкой общественностью посредством информационно-коммуникационных сетей (обратная связь).
Так, согласно письму Генеральной прокуратуры Республики Казахстан от 21 декабря 2010 года № 8008, в соответствии со статьей 1 Закона Республики Казахстан «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» обращение, по которому невозможно установить авторство, отсутствуют подпись, в том числе электронная цифровая подпись, почтовый адрес заявителя, относится к категории анонимных обращений, которые не подлежат рассмотрению.
В этой связи, с целью объективного рассмотрения Вашего обращения на предмет нарушения законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции базой с аквапарком "TREE OF LIFE" города Актау, Вам необходимо официально обратиться в соответствующее территориальное подразделение, а именно в Департамент Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики Республики Казахстан по Мангистауской области, расположенный по адресу: Мангистауская область, г.Актау, мкр. 9, д. 23 «а».

05.07.2017
Иванов Иван Иванович
Антимонопольное законодательство и приведения ее в стандарты ОЭСР???каким образом убдет вестись работа в этом направлении? В числе институциональных стандартов, которым должен соответствовать антимонопольный орган согласно рекомендациям ОЭСР, можно выделить следующие: 1) независимость антимонопольного органа от других госорганов, то есть он не должен быть подразделением другого госоргана; 2) руководство антимонопольного органа должно назначаться на определенный срок (5 лет) и до истечения этого срока должно быть защищено от произвольного смещения с должности, за исключением случаев совершения преступлений; 3) перед антимонопольным органом должна стоять цель по защите конкуренции и достижению экономической эффективности, то есть он должен быть освобожден от цели по защите прав потребителей, сдерживанию роста цен и иному тарифному регулированию. Провоментируйте в какой срок будет исполнены рекомендации ОЭСР в сфере антимонопольно законодателсьтва??? что станет сферой защиты прав потребителей? куда уйдет регулирование цент???
Ответ

Уважаемый Иван Иванович!
Касательно независимости антимонопольного органа от других госорганов
В 2015-2016 гг. экспертами ОЭСР был проведен Обзор казахстанской антимонопольной практики (далее - Обзор), который стал основой для проведения в период 2015 - 2016 годов масштабной либерализации законодательства, направленной на упрощение работы бизнесу, его развитие и адаптацию в условиях интеграции.
Проведенная работа по совершенствованию антимонопольного законодательства велась также в рамках исполнения поручения Главы государства «Пять институциональных реформ «Сто конкретных шагов»», где была определена необходимость изменения концепции работы антимонопольной службы и ее приведение в соответствие со стандартами ОЭСР (53 шаг).
Работа по совершенствованию законодательства Казахстана в области защиты конкуренции проведена в два этапа.
На I этапе (2015) - базовом, были внесены масштабные изменения в антимонопольное законодательство по изменению концепции работы антимонопольного органа. В рамках данной работы в Предпринимательский кодекс имплементирован Закон «О конкуренции», а также внесен ряд новых изменений и дополнений.
При этом, исключение защиты прав потребителей из состава квалифицирующих признаков нарушений антимонопольного законодательства стало одним важных изменений в антимонопольном законодательстве Республики Казахстан в рамках первого этапа реализации 53-го шага.
Вместе с тем, рекомендации по итогам Обзора не включали предложений по назначению руководства антимонопольного органа на определенный срок.
Кроме того, относительно вопроса о создании антимонопольного органа в качестве независимого государственного органа вне структуры Министерства национальной экономики отмечаем, что в соответствии со статьей 44 Конституции Республики Казахстан, Президент Республики Казахстан по представлению Премьер-Министра определяет структуру Правительства Республики, образует, упраздняет и реорганизует центральные исполнительные органы Республики, не входящие в состав Правительства, назначает на должности членов Правительства Республики.
Таким образом, решение о выделении антимонопольного органа в качестве независимого органа государственной власти может быть принято Президентом Республики Казахстан, в связи с чем не представляется возможным планирование конкретных мероприятий и сроков по реализации данной рекомендации.
Касательно защиты прав потребителей
Постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 февраля 2017 года № 71 Комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства национальной экономики Республики Казахстан и Комитет по защите прав потребителей Министерства национальной экономики Республики Казахстан реорганизованы путем слияния в Комитет по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики Республики Казахстан (далее – КРЕМЗКПП).
Таким образом, на сегодня КРЕМЗКПП реализует, в том числе функции по:
- обеспечению реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей;
- осуществлению межотраслевой координации деятельности государственных органов по обеспечению реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей.
Касательно регулирования цен
В рамках исполнения поручения Главы государства о дальнейшем переходе на рыночное ценообразование во всех секторах экономики (Послание народу Казахстана от 30 ноября 2015 года) одним из направлений является отмена с 1 января 2017 года государственного ценового регулирования на некоторых регулируемых рынках (в области железнодорожного транспорта, электро- и теплоэнергетики, производства нефтепродуктов, транспортировки нефти, гражданской авиации, портовой деятельности, телекоммуникаций и почтовой связи, а также газа), что соответствует рекомендациям ОЭСР, представленным по итогам обзора конкурентной политики в Республики Казахстан.

Внесенные новшества позволят, прежде всего, повысить эффективность рынка, так как таким образом национальные субъекты окажутся в равных условиях с субъектами ЕАЭС (оперативно вносить корректировки в свои ценовые политики).
Вместе с тем, отмена ценового регулирования на регулируемых рынках может повлечь определенные риски необъективного роста цен на услуги, предоставляемые субъектами рынка отдельных отраслей, оказывающие мультипликативный эффект на экономику страны. В связи с чем, введен новый вид ценового регулирования до 2020 года – общественно значимых рынков в сферах:
газа – 2 услуги (розничная реализация товарного газа, розничная реализация сжиженного нефтяного газа через групповые резервуарные установки);
железнодорожного транспорта – 2 услуги (услуги по перевозке грузов железнодорожным транспортом, услуги локомотивной тяги, за исключением услуг по предоставлению в аренду ж/дородных грузовых вагонов и услуг оператора вагонов (контейнеров) и перевозке грузов ж/д транспортом в транзитном сообщении через территорию РК);
гражданской авиации – 5 услуг (посадка-высадка пассажиров (посредством телескопического трапа), предоставление рабочего места (площади) для регистрации пассажиров, обработка грузов, обеспечение воздушного судна авиационными горюче-смазочными материалами, предоставление в аренду помещений аэропорта, используемых в целях обеспечения перевозочного процесса);
электроэнергетики – 4 услуги (розничная реализация электрической энергии энергоснабжающими организациями, обеспечение готовности торговой системы к проведению централизованных торгов электрической энергией, организация и проведение централизованных торгов электрической энергии, централизованная покупка и продажа электрической энергии произведенной объектами по использованию возобновляемых источников энергии (ВИЭ).
Данная мера позволит в среднесрочной перспективе сохранить ценовой контроль на данных рынках и исключить в последующем риски необоснованного роста цен.